“Нужно жить в радость!"

Это утверждает член-корреспондент Национальной академии наук, доктор медицинских наук, профессор Арнольд СМЕЯНОВИЧ, с которым беседует корреспондент “Народной газеты”.
— Многие из нас представляют мозг как вместилище интеллекта. А как выглядит и на сколько граммов тянет наш мыслительный аппарат?
— Человеческий мозг представляет собой мягкую, но достаточно плотную массу, состоящую из жира, соединительной ткани, спинно-мозговой жидкости, кровеносных сосудов и нервных клеток. Хотя этот орган находится в постоянном контакте с каждой живой клеткой тела, сам по себе, как это ни странно, он не способен испытывать боль. А вес мозга доходит до 2 килограммов, правда, у великих людей он еще тяжелее.
— У кого, например?
— Медицинская литература утверждает, что самый большой мозг был у известного русского писателя Ивана Тургенева. Хочу заметить, что я каждый день оперирую, но за все годы практики так и не увидел разницы между умными и дураками. Внешне их мозг ничем не отличается. Поверьте мне на слово!
— Почему же тогда одни становятся гениями, а другие дураками?
— Думаю, гений ты или дурак — это Божий промысел... Известный российский ученый, директор Института мозга человека Наталья Бехтерева объясняет гениальность особой биохимией мозга. Гениальность и безумство, по ее мнению, схожи, потому что безумство — тоже результат особой биохимии мозга.
— Всю свою жизнь вы спасаете мозг, изменилось ли ваше первое представление о нем?
— Еще как! Когда я впервые наблюдал за операцией на мозге, то пережил что-то близкое к шоку. Тогда я даже не допускал мысли, что прооперированный пациент выживет. Но после того как  увидел его на следующее утро сидящим в палате, мое сердце успокоилось.
Стремясь спасти пациента, мы научились добираться до самых малодоступных участков его мозга. Правда, любая такая операция для больного всегда сопряжена с огромным риском, а для нейрохирурга — с высочайшей ответственностью. Нейрохирургия настолько сложная и деликатная штука, что всего один неверный “шаг” способен изменить человека до неузнаваемости. Это вам не операция в брюшной полости! Американский нейрофизиолог доктор Брюс Миллер из Калифорнийского университета как-то заметил, что одно движение скальпеля может превратить примерного семьянина и прихожанина в грабителя и атеиста. И ведь это сущая правда! Поэтому я и говорю о высочайшей ответственности и профессионализме тех, кто стоит за хирургическим столом. Чтобы стать нейрохирургом, нужно после института учиться не менее 7—8 лет. А потом, в сущности, всю оставшуюся жизнь...
— Но сейчас, наверное, и технологии, и сама нейрохирургия изменились?
— Если сравнить уровень 1967 года, когда я начинал работать, и нынешний, так то время даже нельзя назвать каменным веком. Сегодня по-другому делаются операции, да и совершенно иной исход хирургических вмешательств. Если раньше у человека, перенесшего операцию, были серьезные функциональные нарушения, то сегодня даже после сложной операции пациент в тот же день может подняться и пойти. Но я буду не до конца честен, если не скажу, что иногда не все идет гладко, так, как хотелось бы.
— Нередко после напряженной умственной работы мы говорим, что наш мозг устал. А как на самом деле, свойственно ли ему это состояние?
— Думаю, на ваше самочувствие в этот момент могут влиять разные неблагоприятные факторы. Например, вы долго находитесь за компьютером, работая в душной комнате. Сидите в неудобной позе, отчего кровоснабжение мозга недостаточно. Вот и говорите, что ваш мозг устал. Однако утверждать, что мы это видим, когда делаем трепанацию черепа, не стану. Мозг уставшего и отдохнувшего человека выглядит одинаково, он такой, как всегда. К тому же мы используем его не на все 100 процентов. Поэтому резервные возможности многих участков нашего мыслительного аппарата находятся как бы в состоянии покоя, ни в чем не принимая участия. Но когда происходят какие-то катастрофы сосудов, когда удаляется пораженная область мозга, окружающие ее здоровые ткани начинают включаться в процесс, заменяя те, что “вышли из строя”.
— Можно ли этот процесс сравнить с тем, который происходит после операции по удалению участков печени? Специалисты утверждают, что она имеет свойство “наращивать мускулы”, замещая освободившееся пространство и практически восстанавливаясь в прежних размерах.
— Если сказать да, это будет неправда. На месте удаленного участка мозга всегда появляется полость, которая заполняется жидкостью. Это как луг с небольшими затопленными участками: сколько из них не вычерпывай воду, она все равно будет там стоять. То же происходит и в черепе человека. Мозг человека не восстанавливается. И самое страшное — не восстанавливается спинной мозг. Если его перерезать даже сверхтонким лезвием, он никогда в жизни не срастется. Ну не загадка ли это природы?
— Одно время в прессе появилось немало публикаций по поводу того, что человек станет удивительно талантливым, у него произойдет взрыв интеллекта, если высвободит свою энергию, которая находится “в заточении” за стенками черепа. У этого, на мой взгляд, абсурдного, ненаучного утверждения было немало последователей. Люди в прямом смысле сверлили дрелью свой череп, вставляли в образовавшееся отверстие кольцо, которое раздражало в мозге центр удовольствия, что позволяло пребывать в состоянии “полета”. Многие утверждали тогда, что дырка в голове дарила им ощущение абсолютного счастья.
— Это абсолютный бред! Как может вырасти интеллект, если вы нанесете своему организму дополнительную травму?! Природа мудро создала тело человека, упрятав мозг за надежный “щит” в виде плотного черепа. Причем так, что нигде нет доступа к головному мозгу. А дырка в черепе, поверьте, это противоестественно. Поэтому ни о каком выходе энергии, а тем более блестящей мысли, которая посетит такого “гения”, даже речи быть не может!
— Теперь вы, наверное, даже “на ощупь” определите, где у человека опухоль или кровоизлияние. Но можете ли утверждать, что знаете мозг как свои пять пальцев?
— Наверное, ни один здравомыслящий человек не ответит на этот вопрос утвердительно. Для меня самым больным вопросом остается: почему в мозге возникает злокачественная опухоль? Помню выступления многих ученых, которые с высоких трибун заявляли, что в конце ХХ века будет решена проблема рака. Пришел ХХI век, а опухоли у людей появляются с завидным постоянством. Мне нередко задают вопрос: увеличилась ли частота онкологических заболеваний мозга в связи с чернобыльской аварией? Что касается опухолей нервной системы, нет. Единственное — улучшилась диагностика: если раньше больных привозили с запущенными стадиями заболевания, а то и вовсе не довозили до специалистов, то теперь мы нередко обнаруживаем опухоль на самом начальном этапе, что дает человеку надежду на спасение и нормальную жизнь.
— Как чувствует себя мозг, когда в нем “зреет” новообразование?
— Не слишком комфортно, хотя бы потому, что при таком заболевании внутри черепа разрастается ткань. Опухоль  меняет человека. Ни для кого не секрет, что отмирание клеток — естественный процесс для мозга. Это запрограммировано самой природой. Сначала клетка рождается, потом созревает, затем производит подобную себе, а после отмирает. А злокачественная клетка, как правило, молодая. Хотя она еще не успела созреть, но уже начала давать потомство, делиться... Причем новое потомство еще более агрессивно, чем предыдущее. Затем эти клетки отрываются и разносятся по сосудам, запускается процесс образования метастазов. Почему? Вряд ли кто-то сегодня может ответить на этот вопрос. Если опухоль бурно разрастается, она занимает дополнительное пространство и настолько сдавливает здоровую ткань, что мозг начинает смещаться в сторону. Когда повышается внутричерепное давление, у больного появляется сильная головная боль, от сдавливания страдают также двигательные функции, речь. Поэтому, если почувствуете что-то подобное, идите к врачу. Но у нас, увы, не каждый доктор может вовремя направить человека к специалистам. Больной ходит, терпит, а когда попадает к нам, иногда бывает уже поздно. Когда-то крупный невролог Даниил Марков грустно пошутил: “Когда неизвестен диагноз, ставят невроз”.
— Наш мозг с возрастом уменьшается?
— Оговорюсь сразу, что это обязательно не для всех. Но, как правило, мозг немного усыхает из-за нарушения кровообращения, поскольку мелкие сосуды начинают закупориваться. Если человеку в возрасте сделать компьютерную томографию, у него всегда обнаружится легкая атрофия. Вместе с тем даже это иногда бывает “на руку” старикам, когда в случае травмы возникают гематомы. Для молодых людей они бы стали катастрофой, поскольку в таком возрасте мозг плотно прилегает к черепу, заполняя все пространство. А многие старики живут с гематомами спокойно, потому что в черепе есть для них пространство.
Признаться, я не перестаю удивляться тому, как природа мудро создала человеческий организм! И никому пока не удалось изобрести ничего более уникального.
— Выходит, вы не исключаете, что все мы — Божьи созданья?
— Нет, хотя вопросов у меня по этому поводу пока больше, чем ответов. Возможно, когда-нибудь нам будет дано постичь, как мы все-таки появились на земле.
— Так вроде бы и так уже ясно: как утверждал Дарвин, человек произошел от обезьяны.
— Это, судя по многим современным публикациям, уже достаточно далеко от истины...
— Бывало ли так, что в ходе операции вы понимали, что сделали уже все, а помочь больному не в силах? Но потом происходило чудо: вопреки всему человек выживал и быстро шел на поправку.
— Не очень часто, но бывало.
— Вам помогал Бог?
— Отвечу так: какие-то высшие силы, которые руководят и управляют нами. Я — не религиозный фанат, тем не менее понимаю, что в мире не все так просто. Даже академик Наталья Бехтерева, посвятившая изучению мозга всю свою жизнь, признала это, сказав: “И все-таки что-то есть...”
— Доводилось ли вам встречать людей, у которых даже в почтенном возрасте были “молодые мозги”, имеется в виду их физическое состояние?
— И не раз. На это влияет наследственность, образ жизни. Если человек курит, пьет, живет в агрессивной экологической среде, все это обязательно скажется на здоровье мозга. Не зря ведь о пьянице говорят, что он пропил мозги. Впрочем, бывают и исключения из правил. Моя многолетняя практика нейрохирурга показала, что не всегда наши представления о здоровье совпадают с жизнью конкретных людей. В свое время в клинике, в которой мне пришлось работать, трудился санитаром милый человек, который между тем ни дня не провел без нескольких рюмок спиртного. Он был очень исполнительным работником, за что его и держали. Когда он умер от гипертонического криза, вскрытие показало, что печень санитара здорова, как у ребенка, а сосуды головного мозга чисты. Если бы не высокое артериальное давление, он, возможно, жил бы еще долго.
— Значит, вопрос об употреблении спиртного можно еще обсуждать?
— Во всем следует знать меру. И если после трудного дня вы выпьете за ужином 20—25 граммов коньяка или водки, думаю, ничего плохого от этого не произойдет.
— Если у человека с головой не все в порядке, что должно насторожить?
— Не беспокойтесь заранее и понапрасну, это в первую очередь заметят окружающие. Ведь в таком случае человек не сможет делать того, что раньше для него было естественным, к тому же изменится мимика его лица. А сам он почувствует, что хуже видит, ощутит скованность в движениях руки или ноги. Его будет раздражать ухудшившаяся память.
— Но память может стать слабее и у вполне здоровых людей.
— От перегрузки, конечно. Но стоит такому человеку отдохнуть, все восстанавливается, если нет — тогда не затягивайте с визитом к врачу. Вам пропишут препараты для улучшения мозгового кровообращения. Но знайте, что с возрастом объективно память ухудшается. И к этому следует относиться с пониманием и спокойно. Если же вы сосредоточитесь на этой проблеме, процесс может усугубиться.
— А острота памяти как-то связана с состоянием мозга?
— Несомненно. Если у человека убрать лобные и височные доли мозга, его память серьезно пострадает. Я это наблюдал у больных, которым из-за появившихся опухолей приходилось удалять лобные и височные доли мозга. На мой взгляд, цепкая у вас память или нет, на это объективно влияет и генетика, и наследственная предрасположенность, и, конечно, условия жизни. Тот, кто без конца курит, злоупотребляет спиртными напитками, плохо и неправильно питается, по сути, обкрадывает себя. Ведь при таком образе жизни организм не получает необходимых витаминов и микроэлементов. Память также ухудшается из-за других малоизвестных факторов.
— Признаться, трудно смириться с тем, что мозг гениев и дураков абсолютно идентичен.
— Тогда успокою вас. Считается, что у гениальных людей лобные и височные доли мозга более широкие и мощные.
— А разговоры о сером веществе имеют под собой основу?
— Конечно. Я замечал, что у интеллектуалов серого вещества действительно несколько больше.
— Как вы считаете, могут ли передаваться по наследству умственные способности?
— Если они и передаются, то очень избирательно. Конечно, такие примеры есть, но их не так уж много. Вот хотя бы те, что на слуху: отец и сын Дюма, музыканты Штраусы, композиторы Дунаевские. Но, если объективно, кто-то в этих парах все равно был способнее. Но я не возьмусь утверждать, что у талантливого отца обязательно будут талантливы сын или дочь.
— Для современных людей, жизнь которых наполнена стрессами, головная боль — довольно частая проблема. Первое, что мы делаем, — хватаемся за таблетку. А что посоветовали бы вы?
— Если это возможно, отвлечься от работы, выйти на улицу и пройти по свежему воздуху. Таблетка — не всегда спасение, к тому же в сущности это химия. Поэтому как можно дольше старайтесь обходиться без лекарств. Иногда даже лучше выпить 20—25 граммов коньячку. Многим это отлично помогает. Если человек перенапрягся, сидя у компьютера, головную боль способна снять даже таблетка глюкозы. Можно также съесть что-нибудь сладкое...
— Неужели мозгу это так необходимо?
— Безусловно. Глюкоза — как раз тот продукт, благодаря которому мозг живет. Она полезна не только для нашего мыслительного аппарата, но и для других органов и тканей.
— Но ведь масса даже научной литературы рекомендует отказываться от сладкого...
— Одно дело, когда человек весь день забрасывает в себя немереное количество сладостей, а другое — когда совсем отказывается от него. Поэтому постарайтесь заменить сахар медом, фруктозой, другими подсластителями.
— Всю свою жизнь вы даете своим пациентам рекомендации, как жить, как питаться, чего избегать. А сами придерживаетесь подобных правил?
— Я — обычный человек. И недостатков у меня, наверное, немало. Если нахожусь в кругу друзей, могу с ними выпить рюмку-другую, иногда закурить, хотя, конечно, знаю, что это не очень хорошо. Признаюсь, что мне не нравятся люди, которые слепо следуют и рьяно выполняют предписанные рекомендации, пусть даже они исходят от самых больших умников. Я заметил, что иногда это плохо кончается. Нужно жить в радость!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter