Нужно всегда учитывать мнение народа. Кампания по выборам в местные Советы набирает обороты.

Благодаря реформе местного самоуправления авторитет районных и сельских Советов возрос. Но все ли местные власти делают для эффективного решения проблем жизнеобеспечения населения? Об этом и многом другом размышляет собеседник “НГ” заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолий ГЛАЗ.

Благодаря реформе местного самоуправления авторитет районных и сельских Советов возрос. Но все ли местные власти делают для эффективного решения проблем жизнеобеспечения населения? Об этом и многом другом размышляет собеседник “НГ” заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолий ГЛАЗ.

Для политических партий депутатские кресла — это трибуна

— Анализ, проведенный по результатам изменений Избирательного кодекса по подготовке к выборам в местные Советы, показал, что наша страна выполнила более 90 процентов требований ОБСЕ по совершенствованию белорусской избирательной системы, — говорит Анатолий Глаз. — Но некоторые депутаты Европарламента считают, что она не соответствует демократическим нормам. Я убежден, если к стране заведомо относятся предвзято, то что бы мы ни делали, такие люди все равно станут искать изъяны. И понятие “демократичность” будут трактовать в рамках той конструкции, которая в данный момент им нужна.
Напомню, в число избирательных комиссий вошло 26 805 представителей общественных объединений и партий, или 39 процентов от общего состава комиссий. Из 15 зарегистрированных в Беларуси партий двенадцать выдвинули своих представителей в участковые комиссии, из них шесть партий относятся к категории оппозиционных. От последних было выдвинуто немногим более 600 человек. А почему не две, три, пять тысяч? Думаю, что у оппозиционных партий просто нет столько членов, в чем они не хотят публично признаться.
Поскольку я избирался в депутаты Палаты представителей по Бобруйскому сельскому избирательному округу № 80, сошлюсь на пример Могилевской области. Там в состав территориальных избирательных комиссий вошли почти 52 процента представителей от политических партий и общественных объединений. А в окружных комиссиях их 49,7 процента. В большинстве своем те, кто был выдвинут в состав избирательных комиссий, в них и были включены.
Конечно, сейчас интерес к выборам в местные Советы повысился. Впервые за последние три избирательные кампании на один мандат претендуют 1,2 кандидата. Активизировались и политические партии. Одна из причин этого, на мой взгляд, связана с тем, что они рассматривают выборы в местные Советы как репетицию предстоящих президентских выборов. Понятно ведь, что их представители, которые станут депутатами, получат возможность публично популяризировать идеи и политику своих партий. Это для них своего рода трибуна. И депутаты будут использовать ее, чтобы влиять на электорат.
Что касается Могилевской области, то там практически нет ни одного округа, в котором было бы менее двух кандидатов на место. Так что конкуренция в нынешнюю избирательную кампанию выше. Полагаю, что на активность претендентов на депутатский мандат повлиял Указ № 21 главы государства, расширивший полномочия Советов. Люди увидели, что они реально могут участвовать в решении проблем региона или конкретного населенного пункта. Да и нельзя отрицать тот факт, что за последнее время возрос авторитет Советов. Особенно на селе, где депутат сельского Совета иногда является единственной надеждой для одиноких и престарелых людей, которым нужна помощь.

В местных Советах должны работать небезразличные люди

— Сегодня районные и сельские Советы благодаря реформе местного самоуправления имеют больше возможностей реально помогать людям. Но некоторые граждане по привычке полагают, что чем выше начальник, тем быстрее он решит ту или иную проблему. В очередной раз убедился в этом, проведя прием в трех сельских Советах Бобруйщины. То, что моя главная задача участвовать в подготовке нужных законов, некоторые люди понимают как второстепенное, на первом месте для них — помощь в решении тех или иных жилищных, торговых, транспортных проблем. Но где местные Советы работают хорошо, там меньше таких просьб. Вот стоило государству поменять условия оплаты за газификацию домов, как сразу увеличилось число желающих провести к себе газ. Напомню, если раньше гражданину в сельской местности и райцентрах нужно было оплатить 70 процентов расходов по подведению газовой трубы к дому, а остальное брало на себя государство, то с прошлого года эта пропорция стала обратной. И в Глусске, например, быстро сформировались 17 кооперативов по газификации. Но бюджетных денег хватило только для четырех из них. Что делать? Местные власти, дабы избежать кривотолков, опубликовали в районной газете очередность на основании готовности проектно-сметной документации, и народ успокоился.
Но главная проблема в работе местных Советов и исполкомов, на мой взгляд, это кадры. Важно, чтобы там работали небезразличные люди. Чтобы депутатами избирались такие граждане, которые и чиновникам спать не дадут, и сами будут прилагать все усилия для решения проблем жизнеобеспечения населения.

Я не предлагал призывать в армию всех студентов

— Я выступал и буду ратовать за компенсацию людям денежных вкладов советского периода. Конечно, быстрого возврата населению всех потерянных денег ожидать не приходится. Но 1 миллиард, пусть хотя бы 300—500 миллионов рублей, можно безболезненно для бюджета республики ежегодно выделять на каждую область. Зато люди будут видеть, что государство их не забыло.
Хочу также сделать пояснение и по поводу предложения призывать в армию студентов, поскольку журналисты не совсем верно истолковали мои слова. Я десять лет возглавлял областную комиссию по призыву и знаю, что проблема с укомплектованием в армии существует. Она особенно обострится в ближайшие восемь лет. Поэтому в рабочую группу по подготовке соответствующего закона я и написал: “Прошу изучить возможность призыва в армию студентов и учащихся всех форм обучения”. Но что более важно, добавил при этом: “При условии, если все остальные ресурсы не позволяют укомплектовать призыв”. Это предложение было неразрывно увязано с реформированием армии, включая сокращение срока срочной службы.
Коль речь пошла о студентах, есть смысл сказать и об абитуриентах. Считаю неправильным, что тестирование для них проводится только по трем предметам. Почему положительный опыт советской школы в части свободы выбора забывается? Думаю, абитуриентам, о чем просят сами школьники и их родители, надо дать право сдавать еще и четвертый экзамен по своему выбору. Таким образом молодые люди получат дополнительный шанс в правильном выборе будущей профессии. В противном случае нам не избежать типичной ситуации — после пятилетнего обучения в вузе за счет бюджетных средств молодые люди идут учиться по сокращенной программе на другую специальность. Кому это выгодно и кому это надо?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter