Нужно ли реформировать пенсионную систему?

В Беларуси в последние годы часто говорят о том, что необходимо реформировать систему пенсионного обеспечения. Что думает по этому поводу наука и официальные лица?

Пенсия  —  забота  профсоюзная?

В Беларуси в последние годы часто говорят о том, что необходимо реформировать систему пенсионного обеспечения. А что думает по этому поводу наука? С таким вопросом обозреватель «Р» обратился в Международный институт трудовых и социальных отношений Федерации профсоюзов Беларуси к доктору экономических наук Виталию Козловскому и кандидату экономических наук Евгению Иванову, которые занимаются исследованием проблемы и выработали предложения, способные развязать узел противоречий.

— Виталий Владимирович, Евгений Александрович, ведомственная принадлежность вашего вуза позволяет предположить, что в предложенной вами схеме значительная роль отводится профсоюзам? 

Е.И.: Именно так. Формирование негосударственных (профсоюзных) пенсионных фондов, компаний, управляющих пенсионными сбережениями, придаст импульс развитию страхового рынка. Сегодня необходим новый подход к государственному регулированию вопросов жизнедеятельности социальной сферы, обеспечению социальных гарантий в деле пенсионного обеспечения. Причем, как мы считаем, создание профсоюзного пенсионного страхового фонда позволит снизить финансовую нагрузку на бюджет, а самое важное – нивелировать снижение доходной базы при выходе работника на пенсию. Суть предлагаемой методики сводится к созданию пенсионного страхового фонда Федерации профсоюзов Беларуси. То есть должны быть введены накопительная система и дополнительные выплаты из фонда до размеров дохода, который работник получал перед выходом на пенсию. 

В.К.: Негосударственный пенсионный страховой фонд будет стабилизатором финансово-экономической системы государства, поскольку накопительные пенсионные резервы именно те финансовые демпферы, которые во многих странах смягчают кризисы. Как показали результаты исследований типов и моделей социально ориентированной рыночной экономики, «длинные деньги» пенсионных фондов делают предсказуемыми фондовый рынок и финансовую сферу в целом. 

— В чем конкретно заключаются разработанные вами новые подходы к совершенствованию пенсионного обеспечения? 

Е.И.:  Предлагается, во-первых, создать профсоюзный страховой пенсионный фонд, о чем уже было сказано. Во-вторых, разработать методику формирования пенсионных накоплений, обеспечивающих нивелирование снижения доходов при выходе на пенсию. В-третьих, следует создать национальный инвестиционный профсоюзный банк. 

Большинство стран построили системы пенсионного обеспечения, основанные на сочетании распределительных, управленческих схем с обязательным личным пенсионным страхованием. В промышленно развитых государствах управление этими системами, как правило, осуществляется негосударственными пенсионными фондами. Современные пенсионные системы ряда государств можно классифицировать по принципу организации накопления активов, то есть речь идет о системах прямого и трастового финансирования. 

В.К.: Могу пояснить. Система прямого финансирования является самоуправляемой структурной единицей предприятия-вкладчика и не предполагает создания пенсионного фонда как юридического лица. Эта система действует в Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Швеции, Португалии. Основой трастовых пенсионных систем является наличие промежуточного юридического лица – неправительственных пенсионных фондов, которые принимают взносы в доверительное управление. При этом риски возлагаются на самих участников накопительных систем. По такому принципу организованы пенсионные фонды Великобритании, Швейцарии, Ирландии, частично Италии и Испании. В английских пенсионных фондах главную роль играют попечители – физические лица, лично ответственные за сохранность пенсионных средств при их инвестировании. В Чили нет государственной системы пенсионного обеспечения, но параллельно имеются пенсионные страховые компании. 

— Если сделать экскурс в историю Беларуси, что мы увидим в сфере пенсионного обеспечения? 

Е.И.: Начало истории негосударственных пенсионных фондов Беларуси относится к концу XIX века, когда стали образовываться так называемые эмеритальные кассы. Пенсионные фонды имели ярко выраженную отраслевую направленность. В начале ХХ века сложилось два подхода в пенсионном обеспечении – распределительный и накопительный. Ближе всего к распределительной системе находились эмеритальные кассы. Их расходы зависели как от объема текущих собранных и накопленных средств, так и от количества участников с достаточной для получения пенсии выслугой лет, от распределения пенсионеров по должностям, чинам или окладам. При таком подходе средства кассы должны были находиться в полном соответствии с текущими расходами, что в тот период омоложения нации, а не старения, как в начале XХI века, способствовало постоянному положительному сальдо текущих операций. 

Страховые кассы в отличие от эмеритальных основывались чисто на страховых принципах. К уставам таких касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, таблиц смертности, инвалидности и норм роста капитала. Уже в тот период было ясно, что простой распределительный принцип не в состоянии обеспечить по-настоящему эффективную и устойчивую деятельность пенсионных касс. В результате Октябрьской революции 1917 года пенсионные накопления граждан, как и банковские, были экспроприированы. Развал Советского Союза в 1991 году также обесценил пенсионные накопления и банковские вклады. 

В.К.: Учитывая и перенимая исторический опыт пенсионных реформ стран с различным уровнем рыночных отношений и с различным опытом пенсионного обеспечения, мы должны исходить из характера белорусской экономики и той роли, которую играет в ней государство. В предлагаемой модели пенсионного страхования должны быть совмещены две функции – накопительные счета и национальный инвестиционный профсоюзный банк, выполняющий функции страхования пенсионных накоплений от рыночных рисков. Модель включает в себя преимущества систем как трастового типа, так и прямого финансирования, что делает ее более устойчивой. 

— Ваши идеи находят поддержку среди коллег? 

Е.И.: В целом – да. Но совершенствовать схему можно и нужно. В любом случае вопросы пенсионной реформы сегодня необходимо обсуждать широко и открыто.

Дмитрий ПАТЫКО, «Р» 

-----------------------------

Пути  решения

Мнением о том, как можно реформировать нашу пенсионную систему, с корреспондентом «Р» поделился заместитель  председателя Могилевского облисполкома, курирующий социальную сферу, Анатолий Глаз.

— В настоящее время идет активное обсуждение проекта указа Президента Республики Беларусь о предстоящем реформировании Фонда социальной защиты населения. В связи с этим в обществе начались разговоры о возможных изменениях в пенсионном законодательстве…

— Если говорить о возрастном цензе, то и в самом деле на просторах СНГ осталось только 4 государства — Россия, Украина, Узбекистан и Беларусь, в которых мужчины уходят на заслуженный отдых в 60 лет, а женщины — в 55. Возраст этот на сегодняшний день вполне трудоспособный, накоплен опыт профессиональной деятельности… С другой стороны, увеличение возрастного ценза может вызвать рост безработицы среди молодежи. С этим негативным явлением, как показывает опыт прошлых лет, непросто бороться. В нашем государстве благодаря постоянному вниманию к занятости населения уровень безработицы один из самых низких на всем постсоветском пространстве. Это большое социальное достижение, которым мы ни в коем случае не должны жертвовать.

— То есть, по вашему мнению, в ближайшем будущем пенсионный возраст едва ли изменится?

— Думаю, если он и будет меняться, то процесс этот, как принято у нас в республике при решении наиболее значимых для людей вопросов, станет постепенным и поэтапным.

А сейчас выход я вижу в кардинальном изменении самого принципа начисления пенсий. Существующий порядок определения заработка для исчисления пенсий является очень трудоемким, требующим больших материальных затрат и уйму времени как для работодателя, составляющего справку о зарплате за длительный период (обычно за 276 месяцев), так и для работников, осуществляющих расчеты пенсий.

Считаю, что настала пора с января 2008 года исчислять пенсию по данным индивидуального (персонифицированного) учета из заработка за период работы после 1 января 2003 года, когда в нашей стране был введен в действие Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Таким образом, пенсии уже с будущего года смогут исчисляться исходя из заработка за 5 лет. В последующем ежегодно этот временной промежуток будет увеличиваться. Введение такой системы позволит сократить сроки назначения пенсий, исключить ошибки, а также решить проблему отсутствия документов у работавших в закрывшихся частных фирмах. Добавьте к этому значительное (до 80 процентов) сокращение аппарата, занятого в этой сфере, и выгоды нового подхода станут очевидными.

— Единственное возражение, которое может возникнуть, это то, что человек раньше мог выбирать самый высокооплачиваемый период своей работы. А сейчас он такой возможности лишится.

— Со времен распада Союза прошло уже более 15 лет. Те, кто хорошо зарабатывал в те времена, уже давно отдыхают. А тем, кто работал в период стагнации, выбирать не из чего. А вот последнее пятилетие действительно стало временем подъема нашей экономики и роста благосостояния белорусского народа. Зарплата растет динамично. Дай бог, чтобы и последующие годы стали такими же позитивными и результативными. Сейчас стабильно развивается экономика и сельское хозяйство, растет профессиональный и образовательный уровень населения, в стране – надежная банковская система. Мы строим развитое, социально ориентированное государство для народа.

Валерий БИБИКОВ, «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter