Нужно ли повторять уже однажды пройденное?

Беларусь принимает предложенные ей новые правила во взаимоотношениях с Россией и вводит экспортную пошлину на транзит нефти.

В преддверии Нового года Москва ввела пошлины на поставку нефти в Беларусь — 180 долларов за тонну. Это автоматически сделало бизнес на топливе невыгодным для Мозырского и Новополоцкого перерабатывающих заводов. 30 декабря наша страна отказалась от убыточных поставок.
“В ходе переговоров по газовой проблематике российская сторона давала нам понять, что если будет решен газовый вопрос, то найдется ключ к решению других”, — говорит первый вице-премьер Владимир Семашко.
Беларусь согласилась на новую газовую цену в 100 долларов за тысячу кубометров, подписала транзитный контракт и рамочный договор о создании совместного предприятия на базе “Белтрансгаза”. Все это произошло, когда до боя курантов оставались считанные минуты. После этого российский премьер Михаил Фрадков заявил, что в январе “возобновляется работа специальной белорусско-российской группы” и будут урегулированы нефтяные споры.
Однако, как заметил белорусский лидер Александр Лукашенко на рабочем совещании по вопросам обеспечения страны энергоресурсами, “на сегодняшний день эти вопросы не решены”. Президент заявил: “Предложения нашей стороны были изложены России давно. Мы согласны делить с Россией пошлины на светлые нефтепродукты, произведенные из сырой нефти, наполовину — 50 на 50”.
Молчание Москвы в первые дни 2007 года можно истолковать по-разному. Можно предположить, что чиновникам в Белокаменной, где продолжаются новогодние каникулы, не до белорусских проблем. Но рабочих Мозыря и Новополоцка подобные абстрактные умозаключения вряд ли могут устроить.
Александр Лукашенко поставил перед правительством четкую задачу: “Заводы должны быть загружены на 100%. Вы понимаете, что это не просто переработка нефти. У нас целый шлейф нефтехимии. И если мы остановим нефтеперерабатывающие заводы, мы остановим половину экономики”. Президент также подчеркнул, что рентабельность работы предприятий “должна быть не ниже прошлого года. Бюджет не должен потерять ни копейки. И второе — народ должен быть абсолютно уверен, что у нас и бензина, и солярки, и ракетного, и прочего топлива, и масел — всего, что мы умеем делать, будет предостаточно. А я уверен, что так будет, но я не хотел бы принимать жесткие меры в этом плане...”
“Мы перед Россией чисты на 100%, — продолжил глава государства. — Мы сделали все, что они хотели. Настало время потребовать от них выполнить свое обещание. Если этого не будет, то мы вправе также действовать, иметь свободу действий. Я имею в виду поставить вопрос по транзиту нефти через Беларусь, об оплате этого транзита, об оплате за землю, которая используется под нефте- и газовые трубы, и поставить вопрос по собственности Российской Федерации здесь”.
Постановление “О введении пошлины на перемещение нефти через территорию Республики Беларусь по магистральным нефтепроводам” Совет Министров обнародовал уже 3 января. Как сообщил премьер-министр Сергей Сидорский, Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенной политике приняла это решение в целях компенсации расходов, связанных с введением Россией с 1 января 2007 года экспортных пошлин на поставку нефти в Беларусь. По мнению Сергея Сидорского, действия белорусской стороны соответствуют мировой практике, а сама пошлина рассчитывается исходя из формулы формирования мировой цены на нефть. “Правительство установило на январь пошлину в размере 45 долларов за 1 тонну нефти”.
Конечно, нынешняя ситуация во взаимоотношениях между двумя странами является, мягко говоря, непривычной. Это все равно что после долгих лет совместной жизни начать делить посуду и вставлять замки в двери. Но Беларусь в данном контексте только пытается защитить свои национальные интересы. Никогда прежде никто и словом не обмолвился о плате за расположенные у нас военные базы соседнего государства. Никогда не поднималась тема и прокачки на Запад российской нефти. Никто не думал увеличивать счета и за транзит газа. Однако новые условия, выдвигаемые Москвой, требуют от Минска пересмотра принципов сотрудничества.
Кто-то может сказать, что этого следовало ожидать. Так, мол, строятся отношения во всем мире. Безусловно, прагматичность является квинтэссенцией глобального партнерства. И четкая сегментация постсоветского пространства тому подтверждение. Но, во-первых, более десяти лет назад было заявлено о начале строительства Союзного государства. А во-вторых, хотя в практике мировой политики все реже звучит слово “братский”, тем не менее в разных уголках нашего “шарика” набирают силу интеграционные процессы: создание свободных экономических зон, единых таможенных пространств и общего рынка. К сожалению, последние пятнадцать лет на территории бывшего СССР наблюдается движение в обратном направлении. Опять будем учиться на собственных ошибках?

Беларусь под занавес 2006 года согласилась на невыгодный для себя газовый контракт. Согласилась в надежде снять “искусственные заторы” на пути нефтяных потоков. Это был стратегический шаг. За последние годы на Мозырском и Новополоцком НПЗ была проведена гигантская модернизация. Белорусская нефтепродукция вышла на зарубежные рынки. Как отмечают эксперты, прошлогодний прорыв Беларуси на Запад для многих оказался неожиданным. Потесниться пришлось многим. Качество нашего бензина и дизтоплива признали Англия и Германия. Казалось бы, на дороге зеленый свет, можно переходить на повышенные скорости. Но суть в том, что Россия из-за отсутствия у нее достаточных перерабатывающих мощностей вынуждена гнать в Европу сырец. И объемы эти превышают 70 миллионов тонн нефти в год. Причем только через Беларусь.
В общем-то санкции в отношении Беларуси были предугадываемыми. Просто мало кто мог предположить, что с ясного неба свалятся такие пошлины, при которых станет невыгодно вообще иметь дело с российскими поставщиками.

В отношениях между странами, как и во взаимоотношениях между отдельными людьми, бывают разные периоды. Но здесь важно одно: в каком направлении идет движение? Навстречу друг другу или наоборот — каждый шаг лишь отдаляет друг от друга? Между Беларусью и Россией было по-разному. Была граница между нашими государствами, и были даже пограничные столбы. И было это совсем недавно. Нужно ли повторять уже однажды пройденное?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter