Нужно ли нам Магдебургское право?

"Свобода всегда есть свобода думающего иначе".
"Свобода всегда есть свобода думающего иначе".

Роза Люксембург.

Советские энциклопедии утверждают, что Магдебургское право - одна из наиболее известных систем феодального городского права. Это не совсем точно. Хотя бы потому, что оно возникло на излете феодальной эпохи в конце XIII века. И возникло как правовая система городского самоуправления, которая ограничивала, если не исключала совсем, права феодала. Если и можно применять к этой системе определение превосходной степени "наиболее", то не к ее известности, а к ее совершенству. Поскольку Магдебургское право регулировало жизнь европейских городов на протяжении полутысячи лет.

В Беларуси Магдебургское право стало распространяться с конца XIV века. Через 200 лет им пользовалось уже более 120 городов и местечек. Что же так привлекало горожан - ремесленников и торговцев в этой правовой системе?

Города, которые получали "прывiлей" на Магдебургское право, образовывали органы самоуправления - раду или магистрат, которые выбирались горожанами. Последние вне зависимости от "достоинства", профессии и мастерства пользовались равными свободами, платили равные подати и не отвечали ни перед кем, кроме городского правительства. Более того, Магдебургское право обеспечивало горожанам юридическое равенство с представителями иных сословий: "если... кому-либо из мещан наших права Магдебургского какая-либо кривда была бы от князей, панов и земян и поданных их, такого каждого мещанин может к суду земскому... позвать".

Жители вольных городов освобождались от феодальных повинностей, могли выбирать любой род занятий, а также участвовать в управлении городом. Магистрат, который стоял во главе городского самоуправления, делился на две коллегии. Одна из них возглавлялась бурмистром и управляла городским имуществом, полицией, торговлей, налогами. Другая состояла из присяжных (лавников) во главе с войтом. В ее полномочия входил суд по криминальным делам. Магистрат имел небольшой штат, куда входили писарь, налоговые инспекторы и полиция.

В городах расцветали ремесла и торговля. Они менялись даже внешне. На центральной рыночной площади возводилась ратуша - место, где заседал магистрат. Ратуша обязательно имела балкон, с которого бурмистр сообщал горожанам о принятых решениях. И башню с часами. На рыночной площади раз (или более) в году проходил большой беспошлинный кирмаш. Как правило, в дни какого-либо религиозного праздника. Церкви и костелы возводились тоже на рыночной площади, которая превращалась в центр культурной и хозяйственной жизни города. Следы былого великолепия и по сей день можно обнаружить практически в каждом белорусском городке. Иногда даже в селе. Так, в бывшем местечке Новый Свержень, что рядом со Столбцами, и сегодня на былой рыночной площади стоят церковь и костел, хотя ратуша и синагога исчезли.

С символами городской вольности упорно и последовательно боролось царское правительство. Их последние остатки были уничтожены в 1840 году, когда было запрещено действие Статута Великого княжества Литовского 1588 года. С того времени перестали существовать в Беларуси ремесленные цехи - профессиональные корпорации, которые поддерживали высокий уровень подготовки ремесленников и качества производимой ими продукции. Последняя тогда была конкурентоспособной на европейских рынках.

Следует отметить, что с укреплением абсолютистских монархий Магдебургское право выходило из употребления и в других европейских странах. Местное самоуправление заменялось исполнительной "вертикалью". Однако оно вновь расцвело после краха империй. В политической философии европейской христианской демократии есть даже специальное понятие - субсидиарность. Оно требует передавать решение проблем на более низкий уровень власти, если они могут быть эффективно решены на этом уровне. Поэтому сегодня в Европе вновь горожане выбирают мэров и бурмистров, "радцев" и "лавников", в компетенцию которых входят многочисленные проблемы. Городской бюджет и порядок. Транспорт и экология. Жилищное строительство и промышленное развитие. Здравоохранение и образование. А также многое другое, что затрагивает интересы горожан.

Эта длинная притча понадобилась мне, чтобы напомнить читателю о приближающихся выборах местных органов власти. Конечно, наши местные Советы не обладают ни такими полномочиями, ни такими ресурсами, как в развитых демократических странах. Однако их роль будет несомненно возрастать по мере приближения Беларуси к европейским стандартам. Поэтому уже сегодня следует думать, как сделать работу местных органов власти и более эффективной, и более ощутимой жителями.

Этого невозможно достичь до тех пор, пока Советы будут представлять собой аморфные неорганизованные структуры, неспособные сформулировать и принять конкретную программу действий. С моей точки зрения, непродуктивно голосовать за кандидатов, которые называют себя независимыми. Партия "независимых" - это партия безответственности и популизма. Это партия людей, которые загодя отказываются выполнять свои обещания и готовят объяснения, почему ни одно их хорошее предложение не реализовано. Ибо "независимые", но плохие депутаты от соседних округов их не поддержали.

Мне кажется, что следует голосовать только за представителей партий. Тем более что у нас есть партии всего мыслимого политического спектра. Такие представители идут на выборы с заранее известными программами действий, которые могут быть реализованы, если избиратели их поддержат. Без конкуренции, без столкновения идей всякое развитие останавливается. Мы это уже проходили...

Я поэтому и взял в качестве эпиграфа крылатое выражение революционерки и марксистки Розы Люксембург, которая удивительно точно сформулировала сущность свободы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter