Источник: Знамя юности
Знамя юности

Почему в Беларуси почти нет оригинальных настольных игр

Нужна своя игра

В нашей стране есть две крупные компании, которые выпускают настольные игры, в основном детские. Но идут проторенной дорожкой: штампуют пазлы, лото, карточки для «Мафии» и «Крокодила». А вот оригинальных белорусских настолок, увы, практически нет. А те, что появляются, через пару лет таинственным образом исчезают из продажи. «Знаменка» попыталась разобраться, почему так происходит.


С национальным акцентом

Вадим Лойко – основатель первого белорусского интернет-магазина настольных игр. На его сайте – около тысячи наименований всевозможных настолок: от классических «Монополии» и «Мафии» до прекрасно сделанной стратегии по мотивам «Робинзона Крузо». Стоит она как хорошие кожаные ботинки. При этом 99 процентов игр приехали из России, белорусских – не больше десятка. Например, неплохо раскупается «Вежа» – аналог известной игры «Башня», проводит экскурсию по ассортименту магазина его владелец:

– Суть та же: сначала строите башню, а затем по очереди вынимаете из нее костяшки, пока конструкция не рухнет. Наш вариант отличается только ценой (она существенно ниже) и дизайном упаковки: надпись «Беларусь» и рисунок в виде контура страны нравятся иностранцам.

Вадим Лойко продает настольные игры уже семь лет

Настолка «Прастол Вялікага княства Літоўскага» появилась в магазине всего пару недель назад. Игра образовательная: участники примеряют на себя роли великих князей, охраняют свои земли и завоевывают новые территории, попутно освежая знания по истории. Ноу-хау заключается в том, что новинка имеет связь со смартфоном: на карточках имеется штрих-код, который можно считать специальной программой – тогда на экране появится вопрос с вариантами ответа. Игру, на разработку которой ушел целый год, выпустило частное предприятие, специализирующееся на создании выпускных альбомов для школ и вузов.

– По работе мы много общаемся со школьниками, и они часто делятся мыслями о том, как было бы здорово, если бы на уроках было больше игровых моментов, – рассказывает один из создателей «Прастола...» Никита Ширинский. – Так мы решили сделать игру. Чтобы вопросы были интересными и грамотными, консуль­тировались с профессиональными историками, которых нам посоветовал Национальный институт образования. Игра не самая дешевая – 65 рублей, но вопросы в приложении все время меняются. Поэтому, имея одно поле и один набор карточек, покупатели каждый раз получают новую комбинацию. Пока продаж не очень много, но мы не расстраиваемся, ведь игра только появилась на рынке. Верим, что все получится.


Почему не выгодно?

Предпринимателю Вадиму Лойко идея ребят очень нравится, но, к сожалению, он сомневается, что игру ждет коммерческий успех. Уж слишком часто белорусские настолки, которые появлялись на прилавках и активно рекламировались, через пару лет пропадали из продажи. Так было с похожей на пасьянс карточной игрой «Интель тренинг Драницкого». Автор искренне надеялся, что она может стать брендом Беларуси, как Эйфелева башня – символом Франции. Но, увы, смелым мечтам не  суждено было сбыться, и 27 магазинов «Белсоюзпечати», которые взяли игру на реализацию, вскоре перестали ее продавать.

Стало сложно найти и «Белаполию» – наш аналог «Монополии», где вместо заводов, газет, пароходов участники могут купить завод «Аист» или компанию «Савушкин продукт». «Знаменка» попыталась приобрести игру на популярном интернет-сайте, но получила в ответ письмо: «К сожалению, в настоящее время игры нет в наличии, поставок не планируется».


Почему же выпуск белорусских настолок, даже самых реклами­руемых, через год-два сходит на нет? Все очевидно, уверен Вадим Лойко:

– У нас слишком маленький рынок, чтобы этот товар хорошо продавался. Чем больше комплектов игры закажешь в типографии – тем меньше стоимость одной штуки. Но у нас заказывать 2000 экземпляров смысла нет – они годами будут лежать на складах. А печатать игру маленькими партиями тоже не выгодно – слишком дорого. Поэтому предприниматели, которые выпустили одну игру и поняли, что заработать на ней не удается, перестают этим заниматься.

Одобрено Нацбанком

Константин Владимиров-Журавский, наверное, единственный в стране создатель оригинальной настольной игры, которая успешно продается вот уже пять лет. Его Flixa (кстати, рекомендована Министерством образования и Нацбанком для повышения финансовой грамотности населения) продается не только у нас, но и в России, Латвии. Если объяснять на пальцах, игра, состоящая из 54-х карточек, учит проводить сделки с недвижимостью, покупать и продавать акции, платить по счетам и приумножать богатство с помощью депозитов.

Константин Владимиров-Журавский – автор одной из самых известных белорусских настольных игр

– Десять лет назад я организовал в Минске клуб любителей игры «Денежный поток» Роберта Кийосаки. Но многим ее правила казались слишком сложными. Кроме того, игра была оторвана от наших реалий. «А почему здесь к бизнесменам не приходят налоговые проверки? Почему им не надо делать отчисления в ФСЗН?» – недо­умевали игроки. Я учел все это и сделал новую игру – Flixa.

Со временем у игры появились другие варианты («Flixa Фермер», «Flixa Зомби»), у нее есть свои фанаты и турниры.




– Даже пришлось на коробке добавить надпись: «Вызывает стойкое привыкание», – шутит Константин. – А вообще, выпустить игру несложно: творческий процесс очень увлекает. Но чтобы ее продать, нужно провести огромную работу: договариваться с магазинами, оформлять десятки накладных, постоянно ходить на почту, отправлять посылки. Многие оказываются не готовы к этой рутине – и предприниматель перегорает, игра сходит на нет. Есть и еще одна особенность. Вы обратили внимание, что я нигде не указал на коробке крупным шрифтом – «белорусская игра»? А все потому, что многие уверены: импортное – лучше, чем свое. Печально, но это факт, с которым приходится считаться.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter