Нужна прививка от Гарри Поттера

В школе он мог развеселить весь класс одной фразой, за что его не раз выставляли за дверь.
В школе он мог развеселить весь класс одной фразой, за что его не раз выставляли за дверь. В строительном институте стал делать "капустники", и они гремели по всей Москве. Потом люди с удовольствием читали его юмористические рассказы в "Клубе "12 стульев" "Литературной газеты", а по утрам дружно смеялись над его же шутками в радиопередаче "С добрым утром!".

Александр КУРЛЯНДСКИЙ - один из создателей неутомимой парочки Зайца и Волка, а также очаровательного попугая Кеши. Сегодня на его счету более 30 мультфильмов.

- Александр Ефимович, по телевизору - сплошные покемоны, черепашки-ниндзя и в лучшем случае "Том и Джерри". Как вы понимаете, я имею в виду мультипликацию. Не досадно ли вам, человеку, отдавшему почти тридцать лет отечественной анимации, что наши дети сегодня лучше знают диснеевские истории, чем героев своих родных мультиков? Может, персонажи ваших фильмов, которых мы так все любили, устарели?

- А Чаплин устарел? Классика не устаревает. "Ну, погоди!" смотрит уже третье поколение. Нашему менталитету более понятна и близка отечественная анимация, свои герои. Это я знаю наверняка из общения со зрителями, из писем. Но в этой сфере произошла настоящая экспансия. Вроде "ножек Буша", хлынувших на наш рынок. Потом только мы стали понимать, что наше мясо вкуснее и лучше, а многие наши товары лучше и качественнее, чем привозные. Но уже поздно. Мы уступили свой рынок. Иностранные захватчики прокатали своих героев и завоевали рынок анимации. Это не вопрос вкуса - это вопрос бизнеса. И он очень серьезный. За этим стоят огромные деньги. Нам делают прививку, нас заражают их мультфильмами, их боевиками, их гарри поттерами. А зритель, особенно молодой, воспитанный на компьютерных играх, очень подвержен этим прививкам. Но наш Волк все-таки возьмет свой вес!..

- Вопрос, на который в двух словах не ответишь, но все-таки: в чем природа смешного? Как вы оказались в мультипликации?

- Юмор, как известно, бывает разный: грустный, сатирический и, простите за тавтологию, юмористический. Жизнь объемна: и трагична, и комична, и абсурдна. Редко кто объемлет все, мне выпала своя дорога, вот по ней и пошел.

- В молодости все смешливы. А сейчас вам бывает смешно?

- Иногда. С годами, наверное, делаешься менее легкомысленным, больше видишь. Поэтому иногда, чтобы заработать на хлеб и рассмешить людей, приходится себя "вытягивать за уши". Но что поделаешь - такая профессия. Все, что происходит вокруг тебя, записывается на какой-то внутренний компьютер. Потом, когда работаешь, смешные моменты неожиданно выскакивают. Бывают и приятные раздражители: путешествия, встречи с друзьями, природа. А вообще-то всегда находишься под грузом своих творческих целей...

- Вы родились незадолго до войны. Застали сталинское время. Жили во времена Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина. Как вы думаете, какой период был самым смешным?

- Всегда было и смешное, и трагическое. Даже в период репрессий и войны люди ходили в оперетту, смотрели кинокомедии. Не сдаваться - это в человеческой природе. В самые тяжелые времена творили великие и смешные писатели: Ильф и Петров, Зощенко. А какие веселые фильмы выходили: "Веселые ребята", "Небесный тихоход"! Не думаю, что в одно время живут веселые писатели и художники, в другое - нет. Это, мне кажется, совсем не зависит от времени.

- С кем из коллег по цеху вам работалось весело?

- Замечательно работали с моим постоянным соавтором Аркадием Хайтом. Он был очень легким и веселым человеком, хотя и у него были депрессивные состояния. Или с режиссером Валентином Караваевым. С ним мы сделали мультфильмы про блудного попугая. Он был разнообразно талантлив: карикатурист, писал рассказы, что-то вытачивал из камня и дерева. Его работы сегодня есть во многих музеях мира. Жаль, что его уже нет.

- А как вы, писатель, драматург, взаимодействуете с художниками? Ведь именно от них зависит внешний образ придуманного вами персонажа.

- Бывает, приходишь на первый просмотр своего мультфильма и видишь совершенно не то, что представлялось: иногда лучше, но чаще - хуже.

- А внешний вид Зайца и Волка вам сразу понравился?

- Когда я увидел первую серию "Ну, погоди!", а это было давненько, то просто пришел в ужас. Мне они жутко не понравились, показались вульгарными, китчевыми, аляповатыми. Со временем пришло переосмысление. Надо отдать должное режиссеру Котеночкину. Он вместе с художником Русаковым пошел по традиционно диснеевскому пути: их изобразительное решение было понятно широкому зрителю, и мы проснулись знаменитыми.

- Но все лавры выпадают, как правило, на долю режиссера. Сценарист всегда на заднем плане. Не обидно?

- Конечно, бывало. Но что поделаешь, режиссер в кино - самый главный. Но, должен сказать, я тоже не обделен наградами и призами! Профессионалы кино должны понимать, у кого какое место в общем деле. Вот когда пишешь повесть или книжку - тут ты сам по себе, ни от кого не зависишь.

- Кстати, а в прозу как таковую вы пришли, когда не стало спроса на киносценарии?

- Когда кино рухнуло, мне позвонили из издательства "Самовар" и предложили продолжить жизнь моих героев. Попробовал - получилось. Сегодня мои книжки выходят большими тиражами. За последние 6 - 7 лет вышло уже восемь.

- Каждый человек, творя для детей, наверное, и сам чувствует себя ребенком?

- Ну уж точно не таким, каков сегодня. В конце концов, в каждом из нас сидит ребенок. У малыша все впереди. Взрослый меньше удивляется, в нем больше схемы. Хорошо чувствовать себя молодым, особенно если для этого есть здоровье и возможности. Впрочем, я знал людей небогатых, но вполне счастливых. У меня есть сосед 93 лет - Абель Исаакович Cтарцев, он известный литературовед, открывший для нас многих американских писателей. Сейчас он вернулся из США, летал к своей сестре, которой 95 лет и она еще водит машину. Несмотря на то что в известные годы он сидел как космополит и добывал уголек, никакие старческие маразмы его не посетили. С ним очень приятно общаться. Смотрю на него и чувствую: да он же моложе меня!

- А над продолжением приключений Зайца и Волка не подумываете?

- Для этого нужны деньги. Их пока нет.

- Зато есть творческий потенциал, который, кажется, не иссякает. Одну из последних книжек "А нас и здесь неплохо кормят" вы посвятили "самому любимому, самому толстому" коту Сюзику. Он это оценил?

- Думаю, да, потому что, когда приходит гонорар за книжку, он обязательно получает угощение...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter