Нужна ли нам атомная «бомба»?

Белорусы и литовцы должны решить проблему путем цивилизованного диалога
Белорусы и литовцы должны решить проблему путем цивилизованного диалога

На днях в Браславе состоялось 16–е заседание совета еврорегиона «Озерный край». Напомним, что это трансграничное образование, созданное в 1998 году, объединяет два десятка местных администраций Литвы, Латвии и Беларуси (от нашей страны в него вошли Браславский, Верхнедвинский, Поставский, Глубокский и Миорский районы). Традиционно на региональном форуме говорили и подписывали документы о сотрудничестве в сфере экономики, развития инфраструктуры, туризма, образования, спорта, культуры и защиты окружающей среды. Вырисовываются любопытные перспективы: например, литовский Швенченис готов открыть регулярное автобусное сообщение с Поставами. В июле Глубокое собирается принять пилотный этап международного проекта «Увлекательная велосеть в озерном крае». Редакторы газет Браславщины и Игналины поддержали идею о создании региональных центров по сбору и обмену информацией. Однако существуют и проблемы. Пожалуй, самая животрепещущая касается возможного строительства хранилища радиационных отходов Игналинской атомной станции. Естественно, в Браславе не могли не коснуться этой темы.

«Когда рванул Чернобыль, мы на себе ощутили, возле какого опасного объекта находимся! Мы приветствуем идею закрытия атомной станции, но считаем, что надо приложить максимум усилий, чтобы радиационные отходы отвезли подальше от наших озер», — так комментирует ситуацию председатель Браславского районного Совета Роман Журня.

А вот как выразил позицию литовской стороны мэр Игналинского районного самоуправления Бронис Ропе: «За время эксплуатации АЭС собралось большое количество ядерных отходов. Весь этот «мусор» хранится по старой советской технологии, которая не соответствует современным международным нормам. Литва обязана их выполнять и поэтому разрабатывает проект по безопасному складированию».

Тут же белорусские участники заседания забросали господина Ропе крайне неудобными вопросами.

— Не станет ли хранилище европейской «свалкой» радиационных отходов? — озабочен генеральный директор Национального парка «Браславские озера» Иван Касьяненко. Он уверен, что поднятая шумиха отпугивает туристов от жемчужины Белорусского Поозерья.

— По международным правилам вывозить отходы за границу запрещено, — отвечает Бронис Ропе. — Да и литовский народ не позволит это сделать.

— Будет ли здесь храниться ядерное топливо, самый опасный побочный продукт атомной энергетики?

— Его ни в коем случае не предполагается закапывать в могильнике, — утверждает Ропе.

— Правда ли, что опасный объект планируется построить в 700 метрах от белорусской границы?

— Место пока не определено. В этом плане рассматривается вся территория Литвы. Психологически для всех было бы лучше, если бы могильник построили на территории АЭС.

Начальник идеологического управления Витебского облисполкома Михаил Кузьмич уверен: «Аморально, безнравственно, не по–соседски закладывать эту «бомбу» у нас здесь. Думаю, что это почва для недопонимания, трений и подозрительности. Если проект так красив и благоприятен, как утверждает литовская сторона, перенесите его под Вильнюс».

Председатель Браславского райисполкома Владимир Лакомый призвал всех, от кого зависит выбор места строительства могильника, остановиться на проекте, который был бы наименее вредным для окружающей среды и соседних регионов. Хочется верить, что в сложившейся ситуации мудрое решение найдут члены двусторонней белорусско–литовской комиссии по вопросам ядерной энергетики и охране окружающей среды, формирование которой по инициативе белорусской стороны началось неделю назад. Об этом сообщил принимавший участие в браславской дискуссии советник посольства Литвы в Беларуси Мариус Януконис. Что же касается совета еврорегиона, то на следующем его заседании, которое пройдет в Литве, решено вернуться к обсуждению проблемы с учетом мнений, высказанных населением приграничных районов, и подготовить единую резолюцию. Ведь самые лучшие проекты «Озерного края» никогда не будут реализованы, если здесь появится потенциально опасный объект. Неужели в Литве этого не понимают?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter