Нужна ли балерине математика?

Сегодня в Беларуси, пожалуй, нет человека, который бы не слышал о школьной реформе.
Сегодня в Беларуси, пожалуй, нет человека, который бы не слышал о школьной реформе. И неудивительно: непосредственное отношение к образованию имеют около 3 миллионов граждан (это ученики и их родители, педагоги, студенты и аспиранты). Реформирование нередко ассоциируется с переходом на 12-летку и внедрением 10-балльной системы оценки знаний. Однако глубинная его суть заключается в том, чтобы сделать образование двигателем общественного и государственного прогресса через реализацию принципа социальной справедливости в получении образования и повышения качества обучения.

Да, за последнее время в школе произошло немало изменений. Практически все они подаются как прогрессивные, нужные, отвечающие требованиям времени. Но почему-то особой радости от преобразований нет. Напротив, в педагогической и родительской среде все чаще звучит опасение за судьбу образования. Не теряются ли по ходу реформирования лучшие достижения советской школы, признанные во всем мире? Все ли новшества оправданны?

Если откровенно, то основания для беспокойства имеются.

Профессия учителя - одна из наименее оплачиваемых на сегодняшний день. Но разве не вправе педагоги рассчитывать на достойное вознаграждение за свой напряженный и очень непростой труд? Впрочем, особым вниманием не избалована и сама система образования в целом: удельный вес расходов на нее (без капитальных вложений) по отношению к валовому внутреннему продукту в 1998 году составил 6,6 процента, в 2000-м - 6,2, а на 2001 год расходы запланированы в размере всего-то 5,57 процента. Этих денег хватает только на выплату далеко не самой высокой заработной платы педагогам, не говоря уже об укреплении материально-технической базы учреждений образования, капитальном ремонте, компьютеризации и т.д.

Что выиграли наши дети от образовательных новшеств? Скажем, совсем недавно каждый ученик, закончивший среднюю школу - будь то в городе или на селе, - имел реальную возможность продолжить образование в вузе. Все учились по единым программам, стабильным учебникам. Определяющим при выборе жизненного пути (ПТУ, техникум, вуз) было качество полученных знаний, зависящее в первую очередь от самого ученика. Единая (но при этом отнюдь не однообразная!) общеобразовательная школа не на словах, а на деле обеспечивала доступность любого вида образования. На мой взгляд, стремление к созданию элитарных учебных заведений привело к разрушению идеи единой школы. Нынче в гимназиях и лицеях занимаются 2,4 процента учеников. Не секрет, что эти дети получают образование улучшенного типа, остальные же (а их большинство) - среднее. И в прямом, и в переносном смысле. Не потому ли, несмотря на раздельный конкурс при поступлении в вузы, количество сельских выпускников, ставших студентами, из года в год уменьшается? Родители тоже не остались в стороне от сомнительных преобразований. Под их возгласы: "Зачем моей дочери математика (химия и др.), если она мечтает стать балериной?" - были разработаны учебные планы, занимаясь по которым, школьники по отдельным предметам вместо прочных знаний получают лишь отдаленное представление об изучаемом курсе. Согласитесь, говорить о равном доступе к образованию в данном случае весьма проблематично. Пытаясь несколько сгладить ситуацию (ведь речь идет о нарушении Конституции), Министерство образования предложило назвать базовую школу (5 - 10-е классы) гимназией, а 11 - 12-е классы - лицеем. Но разве дело в названиях? Изменятся ли от этого содержание и качество обучения?

Депутаты - члены Комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу отчетливо понимают важность как отмеченных выше проблем, возникших в процессе реформирования школы, так и проблем, присущих национальной системе образования в силу изменившихся социально-экономических условий в нашей стране. В Палату представителей был внесен проект закона, регулирующий отношения в образовательной сфере. Вопрос стоял так: либо отклонять законопроект, коль в нем есть недостатки, и тем самым сохранить существующее положение в отрасли, либо самим дорабатывать его, чтобы образование получило возможность развиваться дальше. Мы выбрали второй, более сложный путь, поскольку считаем, что откладывать на более поздний срок разработку и принятие законов, относящихся к образовательной сфере, становится опасным для общества: Закон "Об образовании в Республике Беларусь", принятый еще в 1991 году, на практике уже не действует. Нашей комиссией подготовлена новая редакция проекта базового Закона "Об образовании в Республике Беларусь". На некоторых его положениях я хотел бы остановиться.

Долгое время школы и религиозные организации в Республике Беларусь были разделены стеной непонимания. Между тем, сотрудничая, взаимно дополняя друг друга, они могли бы оказать большее влияние на уровень духовности молодежи и общества в целом. Именно поэтому в проекте закона записано, что учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Мы считаем такое правовое регулирование осторожным и одновременно революционным шагом в образовании, ведь разрешение на законодательном уровне вопроса о привлечении религиозных организаций к участию в воспитании подрастающего поколения в системе образования в республике осуществляется впервые.

По Конституции основными языками обучения и воспитания в нашей стране являются белорусский и русский, каждый гражданин имеет право выбирать для себя, на каком языке разговаривать, учиться и т.д. Тем не менее белорусский язык понемногу уходит в школах на второй план. В нашей редакции законопроекта предлагается закрепить право выбора языка посредством создания условий для реализации этого права, а также обеспечения настоящей государственной поддержки белорусского языка.

Мы отнюдь не противники платной формы обучения, но нас, как и других граждан Беларуси, тревожит то, что сегодня не всегда обеспечивается равный доступ к образованию. Поэтому законопроект сознательно запрещает сокращать в государственных учреждениях образования количество мест, предназначенных для получения бесплатного образования, за счет увеличения приема на платную форму обучения. Документ предусматривает также создание системы кредитования граждан, получающих образование за плату, и, наконец, снимает ограничение на получение только одного бесплатного (то есть на бюджетной основе) образования. Делается поворот от анархии в образовании к единству и непрерывности основного образования, обеспеченный согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ. Учитывая, что последствия перехода на обучение с шестилетнего возраста пока неизвестны, мы не согласились с предложением о начале обучения детей с 5 лет.

Что касается социальных гарантий педагогическим работникам, то предусмотрено, в частности, установление уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава - не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня. А для нормального обеспечения функционирования и развития всей системы образования мы внесли норматив расходов на нее - не менее 10 процентов от ВВП ежегодно.

Не стоит пенять депутатам на то, что в проект Закона "Об образовании в Республике Беларусь" включены не все предложения, поступившие в адрес комиссии в ходе его обсуждения. Разработанный закон - базовый. За ним последуют законы прямого действия: "О высшей школе", "О профессионально-техническом образовании", "Об образовании взрослых" и др., где можно более детально оговорить все выверенные нормы и правила. Комиссия ждет от всех заинтересованных предложений и замечаний по этим направлениям. А одной из конечных целей нашей законотворческой работы станет принятие образовательного кодекса, в котором найдут отражение все стороны широкомасштабной образовательной деятельности в Республике Беларусь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter