Экономический эксперт — завкафедрой БГУ Екатерина Господарик

Нужна инновационная стратегия

ИЗ-ЗА пандемии коронавируса руководители Беларуси, России, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Молдовы (страна-наблюдатель) общались недавно в формате видеоконференции. Рассмотрено 10 важнейших вопросов экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС. Как их решение могло бы ускорить белорусско-российское сотрудничество и на более широком интеграционном поле? Об этом корреспондент «СОЮЗа» беседует с заведующей кафедрой аналитической экономики и эконометрики факультета экономики Белорусского госуниверситета кандидатом экономических наук, доцентом Екатериной Господарик.

— Важно отметить, что дискуссия проходила на фоне экономических потрясений, вызванных пандемией, — отметила эксперт. — Предстоит ответить на эти вызовы, и у Беларуси тут есть достаточно убедительная позиция. Имею в виду меры, предпринимаемые для цифровизации экономики и других сфер, которые могут быть интересны странам ЕАЭС. Это и переход на дистанционное образование, и телемедицина, и внедрение онлайн-способов организации трудового процесса, и многое другое.

— Тем не менее основной документ, вынесенный на обсуждение глав государств — участников ЕАЭС, — стратегия интеграционного развития до 2025 года, хотя и одобрен, но отправлен на доработку.

— Это очень масштабный документ, насчитывающий около 300 пунктов. И по большинству вопросов найдено взаимопонимание, хоть это было и непросто. Ведь у каждой страны свои экономические цели и задачи. Основной вопрос, оставшийся открытым, — рынок природного газа, энергоресурсов, их транспортировка и транзит. Беларусь и Армения считают, что ценообразование должно быть единым, в том числе при транспортировке и логистике.

— Почему для Беларуси так важен переход к единому ценообразованию на энергоносители?

— Тарифы на энергоносители, поставляемые в Беларусь из России, в последнее время серьезно превысили мировые. Это отрицательно сказывается на себестоимости и конкурентоспособности белорусской продукции, в том числе на общем белорусско-российском рынке. Выравнивание цен на нефть и газ внутри ЕАЭС существенно повысит конкурентоспособность энергоемких производств (цементная промышленность, сельское хозяйство и т. д.) в Беларуси, Армении и Кыргызстане, которые в настоящее время получают газ и нефть по более высоким по сравнению с российскими предприятиями ценам. Что позволит этим странам нарастить экспорт в Россию и уменьшить отрицательное сальдо торговли с ней, а в итоге увеличит их экономический рост.

— В Союзном государстве в основном достигнуты свобода перемещения рабочей силы, товаров, капиталов, что не всегда обеспечивается в формате ЕАЭС. Значит ли, что Союзное государство может быть драйвером интеграции в более широком масштабе?

— Наши интеграционные отношения в рамках Союзного государства действительно во многом успешны, и мы можем быть примером для других в различных сферах. Традиционно темпы экономического роста зависят от трех факторов: капитал, труд (Беларусь, Россия и Казахстан по всем мировым показателям входят в список стран с высоким качеством человеческого капитала) и совокупная факторная производительность. Сегодня, в век цифровизации, последний фактор во многом определяется развитием ИКТ-сектора, можно сказать, на 80 % технический прогресс является цифровым. Поэтому возникает потребность в трансформации и интеграции инновационных систем стран ЕАЭС и их институтов. Успешный опыт белорусского ПВТ и российского «Сколково» следует распространить на весь ЕАЭС, создав совместный мощный кластер цифровой экономики. Это то направление, где ­ЕАЭС может стать мировым лидером.

— А насколько важен такой инструмент интеграции, как союзные научно-технические программы и проекты?

— Россия и Беларусь осуществляют ряд успешных проектов, таких, в частности, как совместное освоение космоса. К этому готовы подключиться и некоторые другие страны бывшего СССР. Примером являются и строительство по российскому проекту Белорусской АЭС, ряд совместных образовательных проектов, нормативно-правовое регулирование в сфере труда, программы в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности и многое другое. Этот опыт позволит государствам совместно развиваться с гораздо большими темпами экономического роста, чем среднемировые. Но прежде необходимо выработать и принять ряд совместных мер. В частности, утвердить общую стратегию инновационного развития на период до 2030 года. Тогда будем понимать, куда стремиться и что делать.

— Эта задача актуальна и для Союзного государства?

— Это актуально для всех стран ЕАЭС. Нужно разработать укрупненный план мероприятий, инновационную стратегию и действовать в ее рамках совместно, но с учетом особенностей каждой из стран. Ведь каждое государство — как живой организм, развивается по своему пути, но все траектории совместно сводятся к общей цели.

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter