Нужен свой Гулливер

На внешних рынках необходимо выступать единым фронтом

Краеугольным камнем дальнейшего развития становится экспорт. А ведь даже самые крупные отечественные предприятия, за исключением некоторых гигантов машиностроительной и нефтехимической отраслей, выглядят лилипутами по сравнению с холдингами в СНГ. Не говоря уже про мировой рынок. И занять на нем заметное место, чтобы получать стабильную прибыль, отечественные производители в одиночку не имеют шансов. Даже теоретических.

У того же «Nestle» ежегодные объемы продаж колеблются на уровне $ 70 млрд. Причем в последние годы третьи страны — наши основные рынки сбыта — являются источниками роста и для гигантов. Чтобы «отгрызть» себе хотя бы кусочек от лакомого пирога у таких голиафов, надо быть хотя бы Давидом, но никак не лилипутом. К тому же в России и Казахстане крупные корпорации уже владеют десятками заводов.

Белорусов кормит промышленность. И быть просто «сборочным цехом», выпуская продукцию под чужими брендами, несомненно, можно. Иногда даже выгодно. Но иметь свои сильные торговые марки все равно значительно более рентабельно.

Вроде бы тема понятная, уже набившая оскомину. Были даже некоторые хилые попытки создать национальные зонтичные бренды. Но почему-то они вскоре угасали. А в результате международная интеграция, со всеми вытекающими для белорусских компаний последствиями, серьезно опережает отраслевую внутри страны. ТС и ЕЭП открывают чужие рынки, но расширяют конкуренцию. И, судя по росту импорта и проблемам с экспортом, мы ее, увы, проигрываем.

Российские бизнесмены только пожимают плечами: иметь возможности и их не использовать — слишком по гусарски. Диву даются: на просторах СНГ наши продукты питания славятся своим качеством, а специализированной розничной торговой сети за рубежом у наших производителей нет. Зарубежные компании на все лады эксплуатируют вывески а-ля «белорусские продукты», а сами наши пищевики не могут за счет этой мощной торговой марки «порвать» соседний рынок. Причем особенно топовые товары при таком подходе могли бы «вытягивать» менее конкурентоспособные. В конце концов, кто-нибудь да создаст «белорусский nestle». Несомненно, заработает кучу денег. А производители будут только послушными поставщиками?!

Кстати, про швейцарскую корпорацию, которая является мировым лидером по объемам поставок продуктов питания. У нее в портфеле — 2 тысячи наименований массовых товаров: шоколад, минералка, кофе, мороженое, молочные продукты, детское питание, косметика, фармацевтическая продукция… В Беларуси тоже есть неплохой набор продукции… Только не надо рассказывать грустных сказок, что государственный собственник способен лишь на пассивную роль в современной конкурентной экономике и агрессивном маркетинге. Контрольный пакет табачной корпорации «Japan Tobacco Inc.», третьей в мире по продажам сигарет, принадлежит Министерству финансов Японии. До 1985 года она вообще являлась национальной монополией, потом акционировалась и за считанные годы смогла выбиться в мировые лидеры на очень жестком рынке. Несмотря на свой государственный статус. И от частных фирм только клочки летели, когда JTI выходил на их рынок…

Почему же «буксует» наш маркетинг и экспорт? Об одной из серьезных структурных проблем все чаще приходится слышать не только из уст экспертов, но и чиновников: в республике нет единого ведомства, которое бы отвечало за развитие промышленности. Сейчас крупные производители «распределены» в зависимости от отраслевой принадлежности между министерствами и концернами, небольшие и малые компании курируются по географическому принципу. Но на внешних торговых рубежах необходимо выступать единым фронтом, с единой просчитанной экспортной стратегией и тактикой.

Сейчас на всех рынках приходится сталкиваться с крупными игроками, которые без борьбы не отдадут ни одного покупателя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter