Нужен комплексный подход

Макроэкономические проблемы для многих людей представляются оторванными от реальной жизни и вроде бы их не касающимися... Реальная экономика Александра Лученка

Макроэкономические проблемы для многих людей представляются оторванными от реальной жизни и вроде бы их не касающимися. Однако на практике трудности макроуровня напрямую влияют на нашу жизнь. Приведу образный пример.


Допустим, вы выехали в автомобиле на дальнее расстояние. Но компьютер высветил расход на сто километров тридцати литров бензина вместо положенных восьми. Понятно, что возникла проблема. Есть два варианта: ехать дальше в надежде, что все само исправится, или остановиться и отладить механизм. Опытный водитель примет меры и, только снизив расход, продолжит движение.


Так и в экономике: при появлении серьезных отклонений от обычных условий хозяйствования следует прежде всего выяснить проблемы и решить их. Одно дело, когда машина буксует от бездорожья, другое — если вопрос в самом автомобиле.


Кризис продолжается почти полгода, но по–прежнему есть любители объяснять внутренние проблемы внешними факторами. Мол, вместе с мировой экономикой заехали в грязь и вместе буксуем. Но одно дело, когда в кювете оказался тяжеленный трейлер — его сразу не вытащишь. Другая ситуация с маленьким авто, которое можно вытолкать руками. Наша страна по мировым понятиям — небольшая. Доля ее экспорта в мировой торговле относительно невелика. Подобно малому бизнесу, она способна найти незанятые экономические ниши и на этой основе обеспечить выход из кризиса. Но пока этого не происходит. В первом квартале объем производства промышленной продукции сократился на 4,5 процента, грузооборот транспорта (показатель, во многом характеризующий деловую активность в стране) снизился на 14,9 процента. За январь–февраль экспорт белорусских товаров уменьшился практически наполовину (на 49,2 процента). Возникает вопрос: только ли кризис виноват в наших проблемах?


Ахиллесова пята белорусской экономики — отрицательное сальдо внешней торговли. Оно возникло не осенью прошлого года, а гораздо раньше. Об опасности опережающего роста импорта по сравнению с экспортом ученые предупреждали еще несколько лет назад. Принимались даже меры, но не всегда, признаем, разумные. Например, устраивалась борьба с потребительским импортом. В ответ население покупало больше товаров не в официальных торговых сетях, приобретало больше валюты и искало товары за границей. В результате белорусские торговые предприятия и бюджет теряли доходы. Кроме того, некоторые соседи также стали ограничивать поставки белорусских товаров в свои страны, что отрицательно отразилось на нашем экспорте.


Основной прирост импорта обеспечивает поставка так называемых промежуточных товаров: сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и энергоносителей, импортируемых для производства белорусской продукции. Поэтому разрабатывались мероприятия по импортозамещению, энергосбережению, экономии сырья и материалов. Но отрицательное внешнеторговое сальдо продолжало расти. В относительно благополучном 2008 году оно достигло 6,6 млрд. долларов.


За январь–февраль текущего года отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 8,9 раза и составило 815 млн. долларов. Стало ясно, что кризис обострил проблемы нашей экономики: высокую затратность, недостаточную эффективность, наличие значительного числа убыточных предприятий, слабую заинтересованность работников в результатах труда.


Из–за ускорившегося роста отрицательного внешнеторгового сальдо Международный валютный фонд говорит о необходимости дополнительного привлечения в белорусскую экономику 10,7 миллиарда долларов в текущем году и еще 9,5 миллиарда в 2010–м. Хорошо бы получить эти деньги в виде прямых иностранных инвестиций, вложенных непосредственно в развитие страны. Однако мировой кризис сделал такой источник малодоступным. Значит, снова будем брать кредиты. Но чужие деньги, как говорится в поговорке, берутся на время, а отдаются навсегда. Возникает проблема поиска источников погашения кредитов и процентов по ним. И есть серьезные опасения, что МВФ будет рассматривать таким источником снижение уровня жизни населения.


Поэтому вряд ли разумно ждать окончания мирового кризиса и только после этого перестраивать хозяйственный механизм. Начинать такую работу имеет смысл уже сегодня и делать ее следует системно. Простое составление мероприятий по отдельным ведомствам обычно не обеспечивает их согласованности. Так, проведенная недавно либерализация цен без создания условий для реальной конкуренции и действенного контроля со стороны антимонопольных органов вызвала рост цен, который удалось остановить только самыми жесткими мерами.


Нужно перестать накладывать мелкие заплатки на наш хозяйственный механизм. Становится очевидной необходимость преобразования экономики страны на основе разработки комплексной программы реформирования хозяйственного механизма, подготовленной объединенными силами ученых и практиков.


Чудес в экономике не бывает. Поэтому, ориентируясь на максимально быструю работу, необходимо тем не менее обеспечить серьезную проработку программы. Затем ее нужно апробировать на практике, проанализировать полученные результаты и скорректировать действия. То есть положительные результаты появятся не сиюминутно (как если бы кто–то взмахнул волшебной палочкой), а начнут проявляться по мере упорной и кропотливой работы. Успешный опыт разработки таких программ был примерно тридцать лет назад. Когда БССР в ходе экономического эксперимента показывала лучшие по Советскому Союзу результаты хозяйственной деятельности. Этот опыт нужно обогатить новым содержанием.


www.luchenok.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter