Нужен акт выполненных работ

Воплощение в жизнь Директивы № 4 — процесс непростой...

Воплощение в жизнь Директивы № 4 — процесс непростой. Но тем не менее хотелось бы наблюдать некую динамику. Напомню, что еще до 1 февраля в Правительство из Минэкономики должен был поступить соответствующий план мероприятий. То есть конкретные предложения по изменениям в законодательстве, которые необходимы, чтобы Директива заработала. Но в Совмине плана пока не видели...


Вчера Александр Лихачевский, директор департамента по предпринимательству Минэкономики, сообщил журналистам, что проект проходит «дошлифовку»... Вспоминается трудный путь создания самой Директивы, на который ушло долгих 8 месяцев. Важно, чтобы реализация документа не сопровождалась чередой томительных ожиданий. Тем более в Год предприимчивости.


Отмечу, впрочем, что некоторые положения Директивы уже действуют. Например, отменены отчисления в инновационные фонды для частного бизнеса. Раньше даже небольшие фирмы вынуждены были перечислять в подобный фонд Минстройархитектуры до 14,5% от себестоимости строительно–монтажных работ. Своеобразный налог с оборота. Предполагалось, что средства фонда будут расходоваться на инновационное развитие отрасли, освоение наукоемкой продукции. Но на практике, жаловались бизнесмены, отчисления тратились в основном на поддержку «своих», государственных предприятий. Частники же из фонда, как правило, не получали ни рубля. Сейчас справедливость восстановлена: фонды наполняются исключительно за счет отчислений тех организаций, которые имеют долю госсобственности.


Еще одно важное решение — приостановлено действие статьи 23.17 Кодекса об административных правонарушениях. По ней, как отмечают предприниматели, за небольшую ошибку в первичных документах бухучета, к примеру, в товарно–транспортной накладной, предприятие могло попасть под чувствительный штраф — до 5 процентов от суммы операции. Еще недавно за неправильно поставленную запятую бизнес терял миллионы рублей. В будущем статья 23.17 может быть и вовсе отменена. Нужны изменения в КоАП.


Изменений требует целый пласт законодательных и нормативных актов. Ведь Директива — это больше политический, программный документ, определяющий общую стратегию и волю государства. Для ее исполнения требуются конкретные решения. По предварительным оценкам экспертов, чтобы Директива № 4 воплотилась в жизнь, нужно внести изменения примерно в 700 нормативных актов. Учитывая огромный объем, начинать следует уже сейчас. Важно также, чтобы манифест о раскрепощении частной инициативы, стимулировании реальной конкуренции не выхолостился, не исказился на этапе практических преобразований.


Виктор Маргелов, сопредседатель Союза юридических лиц Республиканской конфедерации предпринимательства, на этот счет оптимистичен. «Очень важно, что в рабочую группу вошли юристы от бизнес–союзов. Это дополнительная гарантия того, что прогрессивные идеи будут адекватно воплощены в нормативных документах. Также отрадно, что к работе активно подключилась местная исполнительная власть, — делится подробностями Виктор Маргелов. — Сегодня, например, мы вместе с Мингорисполкомом уже сформировали предложения от Минска, 90 из которых внесены союзами и объединениями предпринимателей».


Участие бизнеса дает надежду, что изменения в законодательстве будут лучше учитывать потребности экономики. Ведь на предприятиях видят экономическую систему изнутри. Чувствуют нынешние и будущие барьеры и риски. К примеру, уже сегодня представители бизнеса обращают внимание чиновников, что нужно внимательно посмотреть на нашу налоговую систему. Сегодня у нас налог на добавленную стоимость 20 процентов, в России — 18, а в Казахстане — 14 (и хотят ввести 8). Ясно, что по такому фактору, как НДС, конкуренция в формате Таможенного союза, Единого экономического пространства будет заведомо неравной... Вдумчивого анализа требуют и другие вопросы.


А вот уже конкретный пример из жизни, которым со мной поделились в Минском союзе предпринимателей и работодателей. Многие фирмы сетуют, что не могут приобрести полиэтилен высокого давления. Хотя его производят наши крупные госпредприятия. Но все идет на экспорт. А частники готовы производить из него продукцию и тоже экспортировать, что гораздо эффективнее, поскольку в товар закладывается большая добавленная стоимость. Почему бы не поддержать своего производителя, не дать ему зарабатывать валюту? Ведь это выгодно для страны. И таких вопросов, по словам сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Владимира Карягина, если внимательно присмотреться к каждой отрасли, сотни, тысячи. Но, думается, для их решения не требуются дополнительные директивы и законы. Ведь ничто сегодня частно–государственному партнерству не препятствует. Было бы желание.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter