Нулевой результат

Надо реально охранять и сохранять то наследие, которое имеем...

Получил очередной номер газеты за 25 февраля и порадовался названию первополосной статьи об усадьбе Умястовских в деревне Жемыславль Ивьевского района - "С легким даром". Подумалось: наконец-то еще один бесхозный исторический объект обрел своего хозяина и перестанет быть пристанищем бомжей. Но...


В статье Виктора Пономарева приведено столько фактов безразличного отношения к памятникам истории, что волосы дыбом встают. Ну а колонны на снимке рядом с примитивным курятником из блоков - это, видимо, верх архитектурного совершенства. На самом же деле, как утверждает автор (я целиком подписываюсь под этим), - "картина фантасмагорическая", которую трудно представить даже во сне. Но явь, оказывается, круче всякого сна. Разве что кроме сна совести.


Как с гуся вода


Так ведь не единственная, уважаемый Виктор, такая картина. И "Советская Белоруссия" писала о подобном не одно десятилетие. Десятки таких вырезок хранятся в моем архиве. Но в отношении судьбы многих памятников, как говорится, воз и ныне там.


Хотя нет, воз с невероятной скоростью движется вперед, подминая под свои колеса все новых и новых бедолаг. И, кажется, никто и никогда за подобные действия не понес адекватного "вознаграждения" в виде предусмотренных Законом "Об охране историко-культурного наследия" санкций. Как с гуся вода. А гусь тот вскоре переселится в свои собственные хоромы под древними колоннами.


Ну ладно, по привычке везде и всюду кивают на власть, на нее же и уповают. Ну а мы сами-то где? Неужели всем нам происходящее с охраной и использованием памятников истории безразлично?  Наверное, наше безразличие удачно приумножается властной безответственностью, прежде всего на местах. Ну не доходят туда требования из центра и все тут!


Река и ныне там


Для примера назову публикации в "Советской Белоруссии"о судьбе реки Немига и выведении ее из подземного заточения. Первые появились еще в 2003 году. Но... река и ныне под землей, никакого знака, никакого намека для туристов. Где она - та знаменитая по "Слову о полку Игореве" река?


До сих пор в столице нет никаких "паспортных данных" и о времени рождения Минска. Несмотря на то, что в ноябре 2004 года руководство города на мое обращение пообещало: "Некоторые (предложения об увековечении знаковых для истории Минска событий. - А.Б.) уже частично реализуются: в составе проекта благоустройства перед Свято-Духовым кафедральным собором... Планируется установить три памятных знака с текстами об основании и основных этапах истории Минска. Тексты прошли экспертизу в Институте истории НАН и утверждены Мингорисполкомом для исполнения в УП "Скульптурный комбинат".


Вот такие благие были намерения. А воз и ныне там.


Смертная казнь для памятника


Я как сын своей земли не хочу, чтобы моя страна превратилась в пространство, сплошь и повсеместно - от крупных городов до малых деревень - застроенное вместо (подчеркиваю: именно вместо) былых архитектурно выразительных объектов коробками из железобетона, высотками из стекла. Однако рядом с нами продолжают умирать - иногда своей смертью, а чаще с нашей активной помощью - памятки старины, неповторимые свидетельства мастерства, умения и, если хотите, гражданской зрелости и подлинного патриотизма наших предков. А ведь эвтаназия у нас, кажется, не разрешена. Смертная казнь для памятников тоже не предусмотрена. Да и в Библии сказано: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".


Так неужели, возводя подобное курятнику строение под столетними колоннами, мы уверены, что это значительно лучше полуразрушенных дворцов и замков? Или заранее знаем, что с подобными "шедеврами" когда-то кому-то придется поступать точно так же?


Общее наследие


Надо реально охранять и сохранять то наследие, которое имеем. Да, не может одно Министерство культуры, даже со всем своим аппаратом, а не только силами сотрудников управления по охране историко-культурного наследия и реставрации (15 человек) справиться с проблемами памятников, которых в Государственном списке историко-культурных ценностей 5.382. Как будто закон об охране памятников писан исключительно для этого министерства и ни для кого более. А что - сельский Совет или райисполком живут по иным законам? Или их сотрудники освобождены от исполнения требований этого закона? Так ведь, по крайней мере, от собственной совести их никто освободить не может. Детки ведь рядом подрастают, на все наши "действия" раскрытыми глазами смотрят.


Поймите, дорогие мои люди, дорогие соотечественники: все историческое наследие - наше общее. Наше и наших детей. Созданное нашими дедами и прадедами ради нашей же пользы. Однако подобная старина многим из ныне живущих неугодна, ибо путается под ногами, мешает строить. Неужели такой вот, как на снимке в газете, курятник под древними колоннами? А она ведь, старина, усердно и честно служила нам многие столетия. Неужели не заслужила нашего уважения? Неужто не заработала на достойную старость или хотя бы на социальную пенсию?


Начать с самого простого


Предлагаю: всем без исключения органам, ответственным за сохранение историко-культурных ценностей, устыдившись своего недостаточного усердия, безотлагательно приступить к выполнению требований Закона "Об охране историко-культурного наследия" и прекратить убивать памятники. Начать с самого простого, но необходимого в первую очередь:


- установить охранные знаки на всех объектах, включенных в государственный список;


- создать действенную "вертикаль" реальной охраны историко-культурного наследия: от департамента или государственной инспекции в центре до специальных, только за это отвечающих, людей на местах;


- определить охранные зоны для недвижимых материальных историко-культурных ценностей, как того требует статья 29 упомянутого закона. А пока этого не произошло, прекратить всякие недозволенные действия, не разрешать никакого нового строительства вблизи памятников, а незаконно построенное - снести, порушенное - восстановить, возможно, за счет тех, кто давал незаконные разрешения или закрывал глаза на неправомерные действия особенно ретивых нарушителей.


Для справки: пункт 3 статьи 29 закона об охране памятников гласит: "Разработка градостроительной и землеустроительной документации, а также иной проектной документации, реализация которых может оказать воздействие на историко-культурные ценности, без нанесения установленных зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей или без них установления запрещается".


Между тем зоны охраны сегодня имеют не более 2 процентов недвижимых материальных историко-культурных ценностей!


Нужно сохранить созданное предками, чтобы потомкам нашим не стыдно было жить на этой земле, лишенной своего неповторимого облика.


Анатолий БУТЕВИЧ, писатель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter