Сколько зарабатывают пилоты «Формулы-1»?

Ну очень шустрые зарплаты

На Западе не принято задавать вопрос о том, сколько ты получаешь. Хотя в налоговые органы все регулярно сдают сведения о своих доходах, стараясь быть точными до самого последнего цента. Ибо если уж налоговики докопаются до незадекларированных доходов, последствия могут обойтись в несколько раз дороже, чем первоначальная выгода от сокрытия собственного бюджета. И тем не менее вопросы о том, сколько получают звезды футбола, кино или шоу-бизнеса, постоянно на слуху.

Пилоты «Формулы-1» по своей популярности не так далеко отстали от остальных мировых звезд. Естественно, что и их доходами пресса интересуется не в меньшей степени.

В нынешнем сезоне в чемпионате участвуют 10 команд, а значит, 20 топ-пилотов у всех на слуху. И именно о них, а точнее сказать об их доходах, мы сегодня и поведем речь. Следует отметить, что данные о зарплатах гонщиков могут разниться в зависимости от дополнительных условий контрактов, часто остающихся недоступными для прессы, исходя из грифа «Конфиденциально». А также исходя из критериев оценки, ведь часть средств пилоты получают непосредственно от своих спонсоров за различные маркетинговые и рекламные акции.

Самые... самые... самые...

По понятным причинам в лидирующей тройке самых высокооплачиваемых пилотов находятся наиболее талантливые и реализовавшие себя гонщики. Возглавляет эту «дорогую троицу» прошлогодний триумфатор двукратный чемпион британец Льюис Гамильтон. Его годовой доход составляет 25 млн евро. Именно столько ему гарантирует контракт с командой «Мерседес», перезаключенный на этот сезон с учетом успеха Льюиса в 2014 году. Учитывая общий официальный бюджет команды в 380 млн евро, мы видим, что доля пилота в этой огромной сумме составляет 6,6%.

Льюис ГАМИЛЬТОН


Не намного отстал от лидера испанский двукратный чемпион Фернандо Алонсо. Ему команда «Макларен-Хонда» обязана обеспечивать 23 млн евро годового дохода. В долевом эквиваленте от общего бюджета «конюшни» в 240 млн евро зарплата гонщика здесь составляет уже 9,6%. При этом Фернандо свои чемпионские титулы завоевывал в 2005 и 2006 гг., выступая в команде «Рено» у Флавио Бриаторе. Почему же столь высоко оценил Рон Деннис своего бывшего подопечного, с именем которого связан нашумевший скандал специально подстроенной «сингапурской аварии» и «шпионского скандала» команды «Макларен»? Все очень просто. Последние несколько сезонов, выступая за итальянскую «Феррари», Фернандо был на полшага от чемпионского титула, по достоинству оправдывая неофициальный титул самого талантливого гонщика нынешнего пелотона. И чтобы «выкупить» испанца у «Скудерии», руководству «Макларен» пришлось в прошлом году предложить Фернандо сумму, вполне сравнимую с максимально фигурирующей на рынке пилотов.

Фернандо АЛОНСО.

Замыкает престижную группу лидеров Себастьян Феттель. Четырехкратному немецкому чемпиону в «Феррари» предложили контракт в 22 млн евро годового дохода. Заметьте, почти столько же, сколько у Алонсо. Выходит, что испанец погнался к Рону Деннису не за длинным рублем, а за будущим чемпионским титулом, которого он так и не дождался у итальянцев. Хотя, по правде сказать, первый сезон тандема «Макларен» и «Хонда» пока явно разочаровывает испанского гонщика. На фоне успехов мотористов «Феррари», сделавших к началу этого сезона большой прорыв в плане подготовки болида, британско-японская команда пока по-прежнему плетется в хвосте пелотона, обещая своим поклонникам первые успехи лишь к концу сезона.

Себастьян ФЕТТЕЛЬ

А вот Феттелю в этом плане повезло. Его бывшая команда «Ред Булл», вырастившая Себастьяна, что называется, «с пеленок» до 4 чемпионских титулов, из-за проблем французских мотористов не может рассчитывать даже на подиумы, не говоря о титулах. В то время как в «Феррари» немецкий гонщик нашел не только морально-финансовую поддержку, но и получил неплохой болид, позволивший Феттелю в этом сезоне 5 раз подняться на подиум и даже выиграть одну гонку. И это при подавляющем превосходстве «Мерседес».

Кстати сказать, доля зарплаты Себастьяна в общем годовом бюджете итальянской «Скудерии» в 430 млн евро составляет не так уж и много — всего 5,1%.

Еще несколько мультимиллионеров

Среди нетитулованных гонщиков самым высокооплачиваемым считается Нико Росберг. Выступая с немецкой лицензией под германским флагом, сын известного финского чемпиона мира «Формулы-1» Кейке Росберга в действительности считает себя монегаском. Нико всю свою сознательную жизнь прожил в Монте-Карло, гоняясь сегодня во время Гран-при Монако прямо под окнами своей школы. Так вот этому талантливому гонщику «Мерседес» платит 20 млн евро в год. Немецкая команда справедливо полагает, что в дуэте с Гамильтоном их высокооплачиваемый «соотечественник» (5,3% от общего бюджета) гарантирует им победу в Кубке конструкторов, за которую от Берни Экклстоуна достанутся гонорары, с лихвой перекрывающие расходы на зарплаты гонщиков.

Следующему за ним чемпиону Кими Райкконену тоже неплохо платят. В «Феррари» оценили услуги финского гонщика в 18 млн евро годовых. Правда, в прошлом году Кими уступал Алонсо, в этом году он выглядит слабее Феттеля. И, похоже, в «Скудерии» уже начинают подумывать, чтобы на место своего чемпиона (последний титул, завоеванный «Феррари», достался «Скудерии» в 2007 году благодаря именно Райкконену) пригласить, например, другого финна.

Вальттери Боттас, вместе с Нико Росбергом возглавляющий список молодых перспективных звезд, получает сегодня в команде «Уильямс» всего 700 тыс. евро, то есть в 26 раз меньше, чем его именитый соотечественник. Кстати, именно дуэль Кими и Вальттери в этом сезоне обещает быть весьма плотной в борьбе за 4-е место в личном зачете.

В списке мультимиллионеров заслуженно, на наш взгляд, фигурирует еще и Дженсон Баттон. Ему «Макларен-Хонда» выплачивает годовую зарплату в 16 млн евро (6,7% от бюджета команды). Британский чемпион мог и не получить этого контракта. Большую роль в положительном решении вопроса сыграли контакты Дженсона с мотористами «Хонда». Хотя, по правде сказать, Баттон заслуживает права гоняться в «Формуле» не меньше других чемпионов. Все дело в быстрой машине. Тот единственный сезон 2009 года, в котором она у него была, Дженсон великолепно реализовал в свой единственный чемпионский титул.

Миллионеры, но не мульти...

Следующим по уровню зарплат идет Фелиппе Масса. Бразилец долгое время был вторым номером в «Феррари», «поднося снаряды» Михаэлю Шумахеру. В 2008 году, самом удачном для себя сезоне, Фелиппе едва не стал чемпионом, выиграв на финальном Гран-при дождевую гонку в родном Сан-Паулу. Окончательно расставшись со «Скудерией» пару лет назад, бразилец был приглашен в легендарную «Уильямс», переживавшую на тот момент свои самые плохие времена. И именно здесь у сэра Фрэнка Уильямса Масса показал, что еще способен бороться за подиумы и победы. Его зарплата в 5 млн евро составляет всего 2,8% от годового бюджета команды (180 млн евро).

Следом за Фелиппе в списке богатых значится Ромэн Грожан. Французу команда «Лотус» по контракту обязана платить 4,5 млн евро (2,8% от 160 млн евро годового бюджета команды), хотя реально эти деньги Грожан сам приносит в общий бюджет вместе со своим нефтяным спонсором «Тотал».

Далее в списке идет еще один миллионер Даниель Риккардо, которому «Ред Булл» обозначила в контракте на этот год 3 млн евро. Учитывая общий бюджет команды в 400 млн евро, доля зарплаты гонщиков у Дитера Матешица на этот сезон не должна превышать 1%. Оно так и вышло, поскольку 12-м в списке следует россиянин Даниил Квят, которому австрийцы определили ровно 1 млн евро в год за его первый контракт с этой чемпионской командой.

Следом за Риккардо идут с аналогичным 3-миллионным «багажом» Пастор Мальдонадо, которому «Лотус» отстегивает от венесуэльских спонсорских денег, и Серхио Перес. Мексиканцу аналогичную операцию проводит «Форсе Индиа», но только уже с деньгами мексиканских спонсоров.

И замыкает список миллионеров Нико Хюлькенберг. Немецкому пилоту за его талант платит все та же «Форсе Индиа», поскольку сколь либо влиятельных и значимых спонсоров у Нико не было с самого начала его карьеры в «Формуле-1».

За бортом, но еще на плаву...

Список оставшихся за бортом «корабля миллионеров» семи пилотов возглавляет упомянутый выше Вальттери Боттас со своими 700 тыс. евро. Кстати сказать, в прошлом году у финна, занявшего по результатам сезона 4-е место, была зарплата в 1 млн евро. Очевидно, не всегда успехи гонщика влияют в правильных пропорциях на рост его доходов.

За Боттасом идут в списке голландец Макс Ферстаппен и испанец Карлос Сайнс, которым «Торо Россо» из своего бюджета в 75 млн евро платит столько же, как в прошлом году Даниилу Квяту. То есть по 600 тыс евро. Затем — бразилец Фелиппе Наср и швед Маркус Эриксон, которым команда «Забурен» от своих 85 млн отстегивает по 500 тыс евро в год каждому.

Что же касается двух аутсайдеров из команды «Манор-Маруся», то о зарплатах британца Уильма Стивенса и испанца Роберто Мери официальные данные очень скромны. По имеющимся у нас сведениям, это соответственно 150 и 50 тыс. евро в год. Не густо, но, учитывая собственное плачевное положение команды-аутсайдера, вполне допустимо. Главное здесь — уже не бизнес, а просто участие.

Андрей БЫЛИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter