Ну и гад же ты!

Как не превратить гигабайты новых технологий в биты для голов?

Как не превратить гигабайты новых технологий в биты для голов?

Лет “надцать” назад довелось услышать историю про английского аристократа — наследника древнейшего рода, который и в преклонном возрасте оставался безусловным продолжателем традиций своей семьи, не признававшей “налет цивилизации”. Даже в конце ХХ века в его замке не было телефона, при этом доводы ортодокса оказались не менее знатными, нежели он сам: “Не хватало еще, чтобы механическая коробка определяла мое времяпровождение”.

В последние годы все чаще приходит осознание: что-то рациональное в этом есть. Автор этих строк отнюдь не призывает рубить сплеча интернет-кабели или вышки сотовой связи: все они хороши. Но в меру. В конце концов, и без воды человеку не выжить, но и утонуть в ней, как показывает печальная статистика, достаточно просто. Число же утонувших в море высокотехнологичных продуктов — гаджетов, как и прочно увязших в глобальной паутине, растет просто астрономически. В Германии более половины студентов ежедневно пользуются мобилой от двух часов и более — в среднем не менее восьмидесяти раз на дню. Проведенный ВЦИОМ опрос не менее показателен: шестнадцать процентов россиян (а среди подростков — почти половина) не могут долго обходиться без общения в социальных сетях. В Воронеже одну из таких школьниц даже пришлось отправить в детдом: при попустительстве родителей она битый месяц молотила клавиатуру.

В нашей стране единичные случаи интернет-зависимости отмечались у подростков уже лет пять назад. В то время как в огромном Китае компьютерной зависимостью страдало до десяти процентов населения, а люди меняли свою почку и детей на новые айфоны. Но лиха беда начало: находящаяся на европейском перекрестке и известная даже за океаном своими программистами страна по определению не могла оказаться в стороне от нового “привета цивилизации”. И число лиц с “интернет-приветами” стало расти. Случившийся два года назад угон виртуального танка у гомельчанина и настойчивость последнего в возбуждении уголовного дела еще можно считать курьезом: в виртуальную машину были вложены реальные деньги. Но тем же летом в Крыму “залетел” белорусский турист, считавший себя эльфом из компьютерной игры и потому скакавший по капотам автомобилей. Позже Брестский реабилитационный центр занялся лечением парня, променявшего университет на интернет-посиделки. А наступивший год в первые же дни огорошил сообщением про солдата-срочника, отправившегося в “самоход” в отместку за изъятие неуместного в армии планшета.

Парадоксально, и в сфере высоких технологий клин предпочитают вышибать клином. На Западе гаджет-зависимость намерены лечить при помощи... тех же гаджетов: сотрудники Боннского университета разработали мобильное приложение, способное выявлять факты чрезмерного использования мобильных устройств и сажать таких пользователей на “цифровую диету”. Тем временем белорусские медики обсуждают проект создания кабинетов анонимного лечения виртуальной зависимости: по подсчетам специалистов, в стране уже подсажено на гаджеты около пятнадцати процентов населения, причем среди молодежи этот уровень доходит до трети. Результат налицо. “Сегодняшние тинейджеры в заметно меньшей степени, чем предыдущие поколения, способны к пониманию других людей и сочувствию, — отмечает профессор Оксфордского университета Сьюзан Гринфилд. — Они эмоционально обеднены, и связано это именно с погружением в виртуальное общение в виртуальном мире, где любое действие обратимо”. Собственно, не потому ли интернет-комментарии все больше напоминают форумы злобствующих неудачников? А те, в свою очередь, не упускают ни минуты, чтобы выплеснуть в сеть очередную порцию агрессии?

И  все же было бы опрометчиво винить в новых бедах современного социума исключительно интернет и гаджеты. “Есть и будут такие, кто впадает в зависимость от сети, кто не в силах оторваться от одинокого общения с экраном компьютера, — считает итальянский философ и писатель Умберто Эко. — Если школа и родители не смогли удержать их от этого занятия, то придется внести их в список наркоманов, онанистов, расистов, ясновидящих мистиков, клиентов хиромантов и всех прочих приверженцев дегенеративных форм, которым каждое общество должно противостоять со всей ответственностью. Но оно должно было делать это во все времена”. Да и Папа Римский, недавно назвавший интернет Божьим даром, признал, что нередко сеть используется для того, чтобы отгородиться от настоящих проблем, изолировать себя от общества. Наконец, и сами гаджеты отнюдь не всесильны. Во время недавней командировки в Кобрин автор этих строк намеревался корректировать свое передвижение по городу с помощью прохожих, но “высокотехнологизированный” коллега убедил поверить GPS-навигатору в его смартфоне. В результате пришлось протопать весь город: электронный “курсоопределитель” оказался не в курсе, что кобринский автовокзал вынесен из центра на окраину. Изрядный же морозец не выстудил из головы разве что мысленное обращение к смартфону: ну и гад же ты!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter