Как знакомить ребенка с гаджетами и интернетом, чтобы не допустить зависимости

Ну и гад же ты!

Если родитель наслышан, что коварная зависимость от гаджетов и интернета у детей формируется очень быстро, у него поневоле закрадывается мысль: может, вовсе не давать ребенку в руки смартфон и планшет? С другой стороны, в современном мире без умения пользоваться интернетом и цифровыми устройствами не обойтись. Так как же действовать взрослому, который желает добра своему чаду? Разбираемся с психологом Надеждой Георгиевой. 

коллаж Ольги Пак.

♦ Не отрезать ребенка от новой действительности

Интернет, компьютеры, смартфоны — это часть нашей жизни, и не позволять ребенку осваивать эти блага цивилизации неразумно. 


— Разумно — знакомить с возможностями интернета, который, например, позволяет в несколько кликов найти информацию, на поиск которой еще десять лет назад могли уйти месяцы. Разве не ценно то, что каждый может общаться с людьми, живущими в разных точках земного шара? А какие неисчерпаемые образовательные возможности у «всемирной паутины»! — рассуждает специалист. 

♦ Не вручать гаджет ребенку младше 3 лет

Надежда Георгиева.
В первые три года жизни ребенка его мозг развивается максимально активно. В этот период взрослым важно позаботиться о том, чтобы разнообразных раздражителей (факторов внешней среды, влияющих на сенсорную систему) было как можно больше. Чем больше раздражителей, тем больше нейронных связей формируется в мозге, что благотворно сказывается на умственном и эмоциональном развитии. 

— Игрушки (простые — от кубиков до пирамидок), общение и игры с родителями, сиблингами, бабушками и дедушками, с животными, сказки, прогулки, езда на самокате и велосипеде, пазлы — вот что нужно малышу, — говорит Надежда Георгиева. 

Если вместо всего этого вручить ему гаджет, эмоциональный интеллект останется в зачаточном состоянии, а нейронные сети будут формироваться скупо. В будущем ребенок может страдать от расстройств внимания, памяти, мышления, иметь проблемы в построении социальных связей. 

♦ Не спешить знакомить с компьютерными играми

Компьютерные развлечения опасны тем, что загоняют пользователей в дофаминовую ловушку. Разработчики компьютерных игр и соцсетей знают, как стимулировать у пользователей резкий выброс гормона удовольствия — дофамина — и подсадить на свой продукт. Устоять перед технологией привыкания и взрослому нелегко, а ребенок и вовсе безоружен. Вот почему нельзя знакомить детей с компьютерными играми прежде, чем они освоят естественные способы получения удовольствия. 

♦ Приучить ребенка к ежедневной физической активности и чтению

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, дети до 10 лет не должны находиться перед экраном гаджета более 60 минут в день (чем меньше, тем лучше). 

— Будем реалистами: многие дети и родители не выдерживают это ограничение. Единственный выход — чередовать игры на цифровых устройствах и активную деятельность. Минимум час ребенок должен проводить на улице. В его жизни необходим спорт, хотя бы зарядка. Ежедневное чтение бумажных книг — обязательно, — перечисляет Надежда Георгиева. 

Благотворное влияние книги начинается в тот момент, когда ребенок берет ее в руки, перелистывает страницы — тактильные ощущения снижают уровень гормонов стресса в крови, активизируют различные отделы мозга, в частности зону гиппокампа, которая участвует в процессах памяти и обучения. Чтение развивает логическое и образное мышление, фантазию, расширяет словарный запас. 

 Хорошие книги учат сочувствовать и сопереживать – без этих умений ребенок не вырастет человечным, – акцентирует психолог.

♦ Развивать в ребенке творческое начало

Синдром ленивого мозга — проблема современного общества. Это грозит тем, кто поглощает избыточное количество рафинированной информации, которой изобилует интернет. Что происходит с человеком, который питается только фастфудом и ведет сидячий образ жизни? Он набирает лишний вес, мышцы становятся слабыми и дряблыми, запускаются процессы преждевременного старения. С мозгом та же история: если «кормить» его информацией, которую не нужно анализировать и обрабатывать, он начинает лениться и раньше срока деградирует. 

Взрослый утрачивает любопытство, его уровень креативности снижается, наваливается апатия, а там и до депрессии или тревожного расстройства рукой подать. С детьми ситуация еще плачевнее: меняется сама физиология мозга, что негативно сказывается на развитии речи и овладении чтением. 

Не хотите, чтобы с синдромом ленивого мозга столкнулся ваш ребенок? Нагружайте его мозг правильно — любые виды творчества подходят идеально. Рисование, лепка, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, занятие в театральном кружке — для каждого можно найти занятие по душе. Не переживайте, если ребенок увлекся «несерьезным» видом творчества. Опасения, что он тратит время впустую, напрасны: любая созидательная деятельность приносит пользу, чего не скажешь о досрочном обучении чтению, счету, логике.

♦ Помогать ребенку заводить друзей в реальном мире

У ребенка, который все свободное время посвящает компьютерным играм, скроллингу и серфингу в сети, не формируются (или теряются) социальные навыки: он не умеет общаться. Более того, у него отсутствует интерес к взаимодействию с другими людьми, что мешает налаживанию дружеских и — в будущем — партнерских связей. Поэтому нужно заботиться о том, чтобы ребенок умел заводить знакомства и дружить в реальном мире. 

Малыша водите на детские площадки, в кукольный театр, поощряйте общение с другими детьми. Не держите его дома, если есть возможность отдать в детский сад. Когда ребенок пойдет в школу, позволяйте ему ходить к одноклассникам и соседским детям в гости и приглашать их к себе, играть вместе на улице, советует Надежда Георгиева. 

♦ Быть психологически зрелым родителем

Гаджето‑ и интернет‑зависимость развивается преимущественно у детей, чьи родители либо попустительски относятся к тому, как их отпрыск проводит свободное время, либо психологически слабее ребенка — не могут сказать решительное «нет», когда он ноет или тем более катается по полу, требуя гаджет. 

Родитель, который ощущает себя главнее ребенка, стойко выдерживает истерики и остается спокойным и твердым, даже столкнувшись с горючими слезами. 

— Играть на компьютере вместо прогулки — нельзя. Уроки не сделаны — брать планшет нельзя. Зрелый родитель не чувствует себя виноватым, когда ставит ра­зумные запреты. А незрелый при протестах ребенка начинает опасаться, что нанесет психологическую травму. И идет на поводу, — объясняет разницу психолог. 

♦ Обращаться к специалистам при тревожных симптомах

Зависимость от гаджетов и интернета менее стойкая, чем химическая (от алкоголя и наркотиков). Преодолеть ее можно, но для этого придется приложить усилия: сама собой проблема не рассосется. Когда пора обращаться за помощью? 

— Без цифровых устройств ребенок становится нервозным, агрессивным, слоняется из угла в угол и жалуется, что ему скучно. Торопится выскочить из‑за обеденного стола, чтобы влезть в гаджет. Все разговоры сводятся к играм. Запускает учебу, — называет симптомы эксперт. 

Если зависимость возникла, можно предположить, что ребенку недостает качественного внимания и общения с родителями. А может быть, взрослые подают дурной пример. 

— В каждой конкретной ситуации нужно разбираться индивидуально. И желательно справиться с зависимостью до того, как у ребенка начнется переходный возраст, когда авторитет родителей ослабнет, — подчеркивает Надежда Георгиева. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter