Ну, «чайник», погоди!

Часто главная причина ДТП, совершенных по вине молодых водителей, — недостаточные навыки
Часто главная причина ДТП, совершенных по вине молодых водителей, — недостаточные навыки

У магазина припаркованы две иномарки. Пытаясь вписаться между ними, «Фольксваген» наскакивает на стоящий впереди «Форд», лихо сдает назад и врезается в «Ауди». «Простите, я всего пару дней назад права получил, еще не освоился на дороге», — виновато оправдывается перед владельцами пострадавших машин молоденький водитель.

В прошлом году на Могилевщине по вине водителей со стажем до двух лет произошло 27 дорожно–транспортных происшествий — 3 человека погибли, 31 получил ранения. За 10 месяцев этого года аварий с участием «чайников» столько же, но пострадавших больше: 5 человек погибли, 32 — ранены. Наступило самое опасное время — зима, мокрый снег, гололедица...

За год в могилевской автошколе «Автотраст» проходят обучение около тысячи курсантов. Некоторые из них пересдают экзамены трижды, причем «сыплются» не на теории, а на вождении. Французы считают: чтобы начать замечать дорожные знаки, разметку, светофоры, научиться правильно оценивать обстановку на дороге, нужно поездить часов 300. Именно столько в западноевропейских странах курсанты и накатывают, прежде чем получить права. У нас на вождение программой предусмотрено всего 29 часов (для сравнения: на изучение Правил дорожного движения — аж 104. — О.К.). В автошколе считают, что этого явно недостаточно, и по желанию курсантов занимаются с ними дополнительно.

«Один уважаемый человек с ученой степенью теорию знал в совершенстве, а чтобы сносно научиться водить, брал дополнительно еще 40 занятий. За рулем был очень скованным, не следил за дорогой, будто не по оживленному областному центру катит, а по пустыне, — вспоминает директор «Автотраста» Василий Васенко. — Теряются в городе многие новички. Не умеют прогнозировать ситуацию, нервничают по пустякам, бросаются в крайности, в общем, что называется, создают аварийную обстановку. Одни, даже когда мастер сидит рядом, то и дело порываются превысить скорость, другие — проскочить на мигающий сигнал светофора... 10 – 15 процентам наших курсантов лучше вообще никогда за руль не садиться. И еще: одной медкомиссии, на мой взгляд, недостаточно, чтобы определить, сможет ли человек хорошо водить машину. В 80–е годы каждый изъявивший желание получить права должен был пройти специальное психологическое обследование. Неплохо было бы к этому вернуться...»

С тем, что за 29 часов вождение освоить невозможно, директор могилевской автошколы «Водитель» Николай Дзюба согласен полностью. За это время можно научить человека управлять автомобилем, но быть водителем — вряд ли. Чтобы подружиться с машиной, а не быть бездумной «прокладкой» между рулем и сиденьем, надо минимум часов 50 наездить. Один могилевчанин в автошколу приходил учиться трижды и в итоге получил–таки права, но, как говорит сам директор: «Лично я сказать, что этот товарищ будет безопасен для окружающих, не берусь. Некоторым людям вообще приходится объяснять, что для их же благополучия им вообще лучше не садиться за руль».

Если лет 20 назад в автошколу, как правило, шли 30 — 40–летние мужчины, то ныне из полутора тысяч курсантов автошколы «Водитель» процентов 80 — зеленая молодежь, склонная к риску и лихачеству. По закону начинающие водители (со стажем до 2 лет) обязаны ездить со скоростью не более 70 километров в час и со специальным знаком. Большинство эти правила игнорируют. Знают: за такое нарушение их вряд ли будут наказывать, разве что пожурят немного...

«Недавно еду в машине, а меня кто–то лихо так обгоняет, подрезает. Гляжу — наша девочка, всего месяц назад экзамен сдавала, руки–ноги от страха дрожали, — рассказывает старший инструктор экзаменационного отдела Могилевской областной ГАИ Владимир Федорцов. — Беда в том, что эти дети изначально приходят не вождению учиться, а получать права. Отсюда и результат. Недавно у нас сдавали экзамен курсанты одной из автошкол. Из 13 человек 4 «засыпались» на правилах дорожного движения, 7 — на вождении. И это не единичный случай. Конечно, программа несовершенна, требует корректировки, мы сами когда–то до экзамена 70 часов за рулем по городу мотались...»

Что качество подготовки молодых водителей оставляет желать лучшего, не скрывает и начальник экзаменационного отдела областной ГАИ Валентин Зубарев. Некоторые курсанты даже Правила дорожного движения по 15 раз пересдают, некоторые с порога интересуются, сколько попыток у них в запасе. А завалив экзамен, сетуют: за такое короткое время на добитом «Москвиче» или «жигуленке» просто невозможно ничему научиться. Отчасти они правы. Техническая база многих автошкол давно устарела, к тому же новичку порой бывает непросто переключиться с заднеприводной машины на переднеприводную иномарку. Кстати, в этом году срок обучения в автошколах увеличился с полутора до двух с половиной месяцев. Только вот учебных часов больше не стало, просто на занятия курсанты стали ходить реже.

Новые Правила дорожного движения требуют значительного увеличения количества часов практического вождения в автошколах. Но все ли учебные центры смогут пойти на это? И сколь высока будет стоимость обучения по новым правилам? Журналисты «СБ» в скором времени ответят на эти вопросы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter