Ножки Буша убежали, улетело ГМО

На Белгородчине идет реальное импортозамещение. Здесь каждый день доказывают, что мы способны обеспечить себя продуктами. Какое оно, сельское хозяйство будущего?
Там, в краю мясном

Когда правительство Белгородской области и Постоянный Комитет Союзного государства пригласили журналистов России и Беларуси посетить регион, у многих настроение было скептическое: опять покажут старые коровники.

Но сомнения развеялись быстро. Первое впечатление – нас привезли в Беларусь: дороги ровные, всюду чисто, нет заброшенных полей, дома добротные, предприятия работают. На многих вывесках знакомая приставка «Бел-». Коллеги из Минска даже отметили, что Белгород похож на белорусскую столицу, только меньше размером. В общем, если Белгородчину назвать «российской Беларусью», то это достойный комплимент.


В прошлом году в Белгородской области произвели 1,6 миллиона тонн мяса – это больше, чем по тонне на каждого жителя!

Губернатор региона Евгений Савченко удивил приехавшего в гости Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоту своими прогнозами:

– Россия может кормить не менее пятисот миллионов человек. А если с Украиной и Беларусью – то миллиард. Возьмем хотя бы триста миллионов иностранцев. Поставить на каждого продукции на тысячу долларов в год – это уже триста миллиардов. Цифра сопоставима с экспортом углеводородов.

Звучит как фантастика. Но это пока не вникнешь в цифры. В Белгородской области всего полтора миллиона жителей. Они кормят не только себя, но и обеспечивают свининой 38 миллионов человек, мясом птицы – еще 20 миллионов.

Конечно, были программы господдержки, подействовало и продуктовое эмбарго. Но все равно не ясно: как такое возможно?

Прощайте, заморские окорочка

За ответами отправляемся на предприятия. Первое из них – «Приосколье», лидер по выпуску мяса птицы. Главный вопрос: удалось ли прогнать ножки Буша?

– Да, мы победили их давно. Причем для России эта тема закрыта надолго, если не навсегда, – сказал председатель совета директоров группы компаний «Приосколье» Геннадий Бобрицкий. – Когда мы стартовали в начале 2000-х, в России потребление было на уровне двенадцати килограммов в год на душу населения. Сегодня – 34 кило. Представьте, какую массу мы произвели. Приучили всех кушать курятину. В США, кстати, потребляют сорок килограммов в год, то есть мы близко.

Геннадий Бобрицкий уверен, что секрет успеха в многопрофильной структуре, когда у холдинга есть возможность производить корма, добавки, заниматься генетикой, самому выходить на торговые сети.

– На куриную тушку отпускная цена с фабрики – 105 российских рублей. Конечно, в супермаркете потом могут поставить и 150, и 200 российских рублей, но это уже вопрос к системе ритейла, – говорит Г. Бобрицкий.

Едем на мясокомбинат «МПЗ Агро-Белогорье». Здесь на бесконечных роботизированных конвейерах движутся в сторону горизонта свиные туши.

Здешний рецепт успеха похожий – нужно создать систему «от поля – до прилавка», «государство в государстве», тогда и банки будут осыпать кредитами.

А еще нужно постоянно внедрять инновации. Одна из них – своя биогазовая электростанция «Лучки». К ней ведут трубопроводы, но там не нефть или газ, а свиной навоз. Бактерии расщепляют его, и получается биометан, который поступает в ТЭЦ. Электричества хватит, чтобы осветить двадцатитысячный город. Плюс на выходе – отличные удобрения. Они идут на поля, с полей идет корм свиньям и так далее, по кругу. Вот это экономика!

В общем, с мясом проблему решили. В планах местных чиновников – увеличить площади теплиц и садов. Тогда турецкие помидоры и польские яблоки могут стать такой же экзотикой, как и окорочка Буша-старшего.

Колбаса – без сои, творог – из молока

Когда производят много продукции, возникает вопрос: не страдает ли качество?

– ГМО применяете? – спрашиваю руководителя мясокомбината «МПЗ Агро-Белогорье» Наталью Королькову.

– Нет, и контроль за этим постоянный, – отвечает она. – У нас в холдинге единая политика прослеживаемости на всех стадиях. Плюс независимые эксперты и аудит третьих сторон. Недавно у нас проводила проверку торговая сеть «Азбука вкуса», летом приезжали китайцы и корейцы (в Азию мы тоже продаем). Расслабиться не дадут. Поэтому ГМО не наш конек. Более того, мы даже в копчении не используем ничего, кроме соли и специй.

С теми же вопросами отправляемся на «Свинокомплекс Короча» холдинга «Мираторг». Эта марка в представлении не нуждается. Каждый 8-й килограмм мяса в России – ее продукт. Показатели эффективности производства – как в Германии. Даже свиней здесь убивают во сне.

– В производстве генно-модифици-рованные организмы не используются, это подтверждено исследованиями, – говорит руководитель местного отдела менеджмента качества Владислав Солдатов. – Если животным дают какие-либо антибиотики, то всегда выдерживается период выведения препаратов. Что касается промышленных инъекций в мясо, то мы этим не занимаемся. Максимум – добавляем рассол в маринады. Сою и разные аллергены не применяем.

При посещении молочно-товарного комплекса компании «Зеленая долина» также интересуюсь вопросом безопасности продукции:

– Говорят, в Америке на крупных фермах парное молоко без специальной очистки пить нельзя. А как у вас?

– А у нас можно – все чисто! – хвастается генеральный директор компании Сергей Алтухов. – Все работники пьют – и ничего.

Он распорядился выдать журналистам по бутылке парного молока для проверки. Вроде никто не отравился.

Сельский диснейленд лучше Рублевки

В селе Солдатское Ракитянского района отстроили целый микрорайон «Ясные зори» для работников агропредприятия.


В таких коттеджах теперь живут «новые колхозники»

Двухэтажные просторные таунхаусы как будто из зарубежного кино. Спрашиваем: это дома для начальников? Нет, отвечают нам, для квалифицированных работников самых разных категорий агрохолдинга «БЭЗРК-Белгранком».

Здесь возведено 116 построек: 80 индивидуальных домов и 36 таунхаусов. Все дома с новой мебелью и сантехникой – въезжай и живи.

Если человек проработает на предприятии десять лет, то может выкупить коттедж со скидкой пятьдесят процентов. Если пять лет – с дисконтом 25 процентов. Семья, где трудятся три человека, получает вместе около 120 тысяч российских рублей – для нее выкуп дома уже не кажется сложным, тем более что банковских процентов нет. Половина поселка уже заселена.

Чтобы восстановить силы после трудового дня, возле поселка оборудовали зону отдыха с пляжем, местами рыбалки, прокатом лодок и катамаранов. Рядом футбольное поле и парк, где можно прокатиться на велосипеде или гироскутере. А венчает этот сельский диснейленд многофункциональный центр с врачебными кабинетами и бассейном.


В многофункциональном центре есть бассейн, фитнес-клуб, ресторан и врачебные кабинеты. Что еще нужно для жизни на селе?

Конечно, это образцово-показательный поселок, но таких в области появляется все больше. Каждый крупный агрохолдинг старается обзавестись чем-то подобным для своих тружеников.

– Мы изучали опыт строительства агрогородков в Беларуси, – рассказал заместитель губернатора Белгородской области Станислав Алейник. – Это великолепная концепция, когда на селе люди могут жить так же комфортно, как и в городе.



Моду на стартапы диктует Полесье

Дмитрий НЕРАТОВ

В Москве в Деловом и культурном центре белорусского посольства представили потенциал Гомельщины.


Председатель Гомельского облисполкома Владимир Дворник и Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота получили в подарок травяной лечебный чай пансионата «Серебряные ключи».

Сноуден скопировал успех

Перед входом гостей встречали коробейники и предлагали всякие вкусности:

– Не спешите, погодите, попробуйте наши угощения!

В холле первого этажа яблоку негде упасть. Бизнесмены, промышленники, инвесторы рассматривали выставку «Неглюбские рушники». Рядом свои поделки выставил «Город мастеров Гомельщины».

В зале было очень много дипломатов и предпринимателей из других государств. И это не случайно. Гомельская область умеет дружить, она поддерживает связи с городами и регионами из тридцати стран. На этой неделе идут переговоры об установлении побратимских связей с индийскими штатами Махараштра и Андхра-Прадеш.

– Вся моя жизнь связана с Гомельской областью, – признался член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергей Сидорский. – Я там родился, работал на заводе, за шестнадцать лет вырос из рабочего в директора. Потом трудился в Гомельском областном исполнительном комитете.

– На выставке показали успешные предприятия: «8 марта», «Коминтерн» и многие другие.

– А ведь в свое время они буквально лежали! Приходилось приложить массу усилий, чтобы вдохнуть в них вторую жизнь. Мы и дизайн костюмов смотрели, и производство отлаживали. Сегодня новые задачи – продукцию нужно продвигать на мировые рынки.

– Есть конкретные предложения?

– Полно. Вот вам пример: восемь лет назад «СветлогорскХимволокно» разработал чехол для телефона, позволяющий глушить любые сигналы, которые от него исходят. Сейчас Сноуден предложил подобный модный стартап, собирает на него миллионы долларов. А у нас уже давно подобное есть.

Ноу-хау для драников

Чтобы гости не скучали, гомельчане пытались показать гостеприимство во всей красе. Девушки из павильонов зазывали попробовать разноцветный зефир, рядом предлагали мясные деликатесы. Тут же нарезали белорусскую моцареллу. В уголке собрались сладкоежки, которые шуршали фантиками конфет фабрики «Спартак».

Особый ажиотаж – у стендов с молочной продукцией. Разве пройдешь мимо настоящей сгущенки? А рядом еще йогурты с малиной, вишней...

– На треть выросли экспортные поставки Туровского молочного, Рогачевского молочно-консервного комбинатов и «Милкавиты». А это значит, что ежедневно триста тонн свежих молочных продуктов предприятий Гомельской области поступает в московские магазины, – сказал Посол Беларуси в РФ Игорь Петришенко, который родом с Гомельщины.

В воздухе разносится аромат драников.

– Неужели тоже из Гомеля привезли? – спрашиваем у представителя компании «БэлЭк».

– Прямо здесь приготовили! А картошку, и правда, привезли с собой, – улыбнулся молодой парень и показал маленькое ведерко с перетертой «бульбой».

Это последнее ноу-хау белорусов – полуфабрикат для хозяек. Открыл банку, кинул содержимое на сковородку, и через пять минут у тебя на тарелке сочный драник.

Мужская половина окружила павильон ликеро-водочного завода «Радамир»: «Хреновуха», «Клюковка», «Перцовка», «Вишневка» и еще десяток настоек из диковинных растений.

– Давайте угадаем, какую сюда травку положили, – обсуждали гости, опрокидывая очередную рюмку янтарного цвета.

В каждой избе – произведение искусства

Рушники, сотканные мастерицами из Гомельской области, известны далеко за пределами страны. Они экспонировались на выставках в Японии, Соединенных Штатах Америки.

Руководитель кружка по ткачеству «Ниток» Неглюбского сельского центра ткачества Ветковского района Татьяна Суглоб может соткать чудо за два дня. За ткацким станком она показывала основы мастерства.

Каждый неглюбский рушник – импровизация. Одинакового орнамента не найти.

– В Неглюбке почти в каждом доме висит рушник, причем некоторые передаются из поколения в поколение. Входишь в избу, попадаешь словно в музей, – рассказал директор Гомельского областного центра народного творчества Николай Шемшеня.

Но не только ткачеством славится Гомельская область. На выставке ремесел мастер Александр Новгородский показал флейты и окарины из керамики, а другой рукоделец Виктор Давидович – изделия из соломы, которыми полещуки пользовались сотни лет назад.

РОБОТяга ищет инвесторов

Промышленники из Беларуси пообещали россиянам самые лучшие условия.


На втором этаже можно было увидеть продолжение выставки «Гомельщина индустриальная».

– В регионе добывается и производится сто процентов белорусской нефти, оконного стекла и кормоуборочных комбайнов. Более девяноста процентов стали и зерноуборочных комбайнов. Половина бумаги, картона, бензина и дизельного топлива, – говорит Посол Беларуси в России Игорь Петришенко.

По залу разгуливал говорящий робот КИКИ. Вполне серьезный товарищ. Предлагал подружиться и приехать к нему в гости – в свободную экономическую зону «Гомель-Ратон».

– Действуют льготные и таможенные условия для создания производств любого профиля. Преференциями уже воспользовались двенадцать предприятий с российским капиталом! – важно сообщал робот.

Гомельчане рассчитывают, что уже в ближайшем будущем их станет гораздо больше. Ставку сейчас делают на металлообработку, строительное производство и биотопливо.

Еще один проект – гомельский промышленный парк «Полесье – Лельчицы» – называют белорусским проектом десятилетия. Сейчас здесь уже «работает» более двух миллиардов долларов инвестиций из 44 государств.

На стенде «Добрушского фарфорового завода» ведущий специалист Марина Зайцева рассказывает гостям, что предприятие работает 38 лет и является единственным производителем фарфоровой посуды в Беларуси. В прошлом году завод прошел модернизацию, потратили четыре миллиона евро, но все равно от ручной росписи никто отказываться не собирается.

– Три четверти нашей продукции мы поставляем в Россию, наши сервизы дарили Борису Ельцину, Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Прямая речь

Председатель Гомельского обл-исполкома Владимир Дворник:

– В регион привлечено инвестиций на пять миллиардов долларов. Торговые отношения поддерживаются с партнерами более чем из ста стран. Подписано более 70 соглашений о сотрудничестве и побратимских связях. На Россию приходится 59 процентов объема внешнеторговых операций. За последние полтора года внешнеторговый оборот с российскими регионами составил шесть миллиардов долларов. У выпускающего комбайны «Гомсельмаша» – более тысячи российских поставщиков, а доля комплектующих из РФ достигает шестидесяти процентов.

Как стать нефтяником за час

Туристам готовы предложить экскурсии на любой вкус.

– В местных санаториях семьдесят процентов отдыхающих – россияне, – вспомнил свою недавнюю поездку в Гомельскую область Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. – Посмотреть в Полесье есть что. В Гомеле находится один из самых посещаемых музеев Беларуси – дворец известного мецената и госдеятеля Николая Румянцева.

Недавно местные турагентства добавили в своей арсенал нефтяную экскурсию. Кульминация – обряд посвящения в добытчики. Всем желающим наносят настоящую нефть на лоб либо щеку.

В регионе добыча черного золота ведется с 1964 года. Правда, за полвека запасы в традиционных скважинах истощились. Под землей в основном осталась так называемая труднодоступная нефть, которая до последнего времени была недосягаемой. Но недавно скважинам дали второе дыхание.

Сегодня нефтяники с Гомельщины востребованны в самых разных частях мира. Они работают на совместных предприятиях в Венесуэле и Эквадоре. А в России у белорусов свои месторождения.

Николай Алексеев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter