Наша задача — формирование нового стиля благочестия

Новый стиль благочестия

Я  вижу, что христианство — это больно. Мы часто говорим, что христианство — это радость, откровение и благодать, но кроме всего прочего, христианство приносит человеку боль, и мне очень странно, почему так происходит. Некоторые источники этого чувства вполне благородны, потому что как любое творчество сопряжено с болью, так и христианство несет в себе определенную боль, но есть такие моменты, которые связаны с болью ненужной. Мне бы хотелось привести пример, оттолкнувшись от Евангелия от Марка, которое является моим любимым Евангелием, поскольку в нем очень много признаков человечности Христа, Его нежности, доброты, сочувствия.

фото pixabay.com

Христос говорит: «Мне жалко вас». Так вот мне бывает жалко людей, которые понапрасну терпят боль от религии. Например, моя приятельница как-то сказала: «Отец Савва, я смотрю на своих подруг, которые меня пригласили на праздник, смотрю, как они танцуют, как им хорошо в ресторане, как они вкусно едят. Я, единственная из них христианка, сижу и думаю, Господи, есть же на свете нормальные люди! Что же меня угораздило в церковь-то пойти, не могу нормально ни порадоваться, ни пофлиртовать, ни потанцевать, потому что вечером надо прийти домой и вычитать правила…»

Мне кажется, масса таких сложностей связана с разными стилями благочестия. Мать Мария (Скобцова) написала в 30-е годы прошлого столетия замечательный текст о типах религиозной жизни. Я размышлял над этим текстом и незаметно для себя начал с ней спорить, потому что реальность тех стилей благочестия, которые я вижу как священник, несколько иная. Я говорю о том, что мы имеем дело с обломками сословных стилей благочестия.

Например, недавно мой дьякон брезгливо обмолвился относительно нашего звонаря, который пришел при полном параде по поводу годовщины свадьбы: «Отец Савва, у него на шее удавка, православный человек не станет носить галстук». Сколько я ни пытался доказать дьякону, что это всего лишь галстук, он стоял на том, что это «символ масонской удавки».

Или возьмем татуировки. Говорят, их набивают, потому что это сатанизм. Не сатанизм это, а просто глупость. Не надо подверстывать под такие глупые вещи богословское обоснование. Говорят, в православии нельзя брать в крестные людей других религий. Но в царской семье было принято брать крестных из католиков, из лютеран.

Стиль благочестия, характерный для крестьянства, пролетариата или дворянства, не абсолютен. И слава Богу, что сейчас нет сословного общества, но сословные предрассудки достаточно сильны до сих пор, в частности, это проявляется, когда говорят, что православный обязан быть монархистом. Эта мысль тревожна, потому что, если вы ждете возвращения монархии, вы ждете возвращения сословного общества. А что такое сословное общество? Корнея Чуковского выгнали из гимназии за низкое происхождение, был такой указ «о кухаркиных детях». Самуил Маршак поступил в гимназию только потому, что тот один еврейский мальчик, который мог по разнарядке учиться в этом классе, заболел. Наша задача — формирование нового стиля благочестия, в основе которого признанное и благословенное разнообразие различных форм благочестия.

Архимандрит Савва МАЖУКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter