Гигин — о кризисе «украинской» стратегии Запада

Новый поворот?

100 дней боевых действий в Украине принесли любопытные новости. На Западе стала меняться риторика. Причем у всех и сразу. И не у каких-то маргиналов или альтернативных экспертов (они и раньше не ограничивали себя в оценках), а на самом верху, у грандов политики — как бывших, так и действующих.

Украинские военнослужащие готовят снаряды для гаубицы M777.
Фото Рейтер.

Неожиданное прозрение

Пробный камень бросил Генри Киссинджер. В конце мая, буквально за пару дней до своего 99‑летия, один из архитекторов американской внешней политики периода холодной войны выдал сенсацию. Выступая на традиционном форуме в Давосе, он назвал конфликт между Россией и Украиной фактором, меняющим привычный мир. «Стороны должны быть привлечены к мирным переговорам в течение следующих двух месяцев, — сказал Киссинджер. — Иначе мы столкнемся с ситуацией, когда Россия может полностью разорвать свои связи с Европой и искать постоянного союза в другом месте. Это отбросит нас на десятилетия назад. Мы должны стремиться к долгосрочному миру». По его словам, лучшим вариантом окончания конфликта в Украине стало бы, если бы эта страна заняла место нейтрального государства, в качестве моста между Россией и Европой. «Запад должен отказаться от попыток добиться военного поражения России в Украине, а последней стоит пойти на территориальные уступки», — заявил он. По его мнению, уже сейчас противостояние превращается для Запада в войну против России, а не в войну за свободу Украины.

Генри Киссинджер.
www.golosameriki.com

В Киеве подобные рассуждения вызвали бурную негативную реакцию. Да и на Западе многие крутили пальцем у виска: дескать, выжил дедушка из ума. А вот вашингтонский истеблишмент, то есть тот самый центр, принимающий решения, взял многозначительную паузу. И вот высказался сам Джо Байден. На прямой вопрос журналиста, стоит ли Украине поступиться территорией в обмен на мир, он буквально пробормотал: «Ничего об Украине без Украины», но при этом дал крайне уклончивый ответ, подчеркнув неизбежность мирных переговоров. Это дало возможность The New York Post выдать передовицу с громким заголовком «Украине придется отдать землю России для урегулирования вопроса путем переговоров». Справедливости ради скажем, что в данном случае американские журналисты сильно преувеличили. И все же тон Байдена совершенно не тот, что был еще несколько недель назад. И не у него одного. Напомним, тогда звучали громкие обещания нанести России сокрушительное поражение, поставить Путина на место, положить конец российской государственности в ее нынешнем виде. И вот неизбежность переговоров.

Очередной блицкриг провален

Дальше — больше. После продолжительного молчания своими мыслями с публикой поделился Сильвио Берлускони. Статью в издании IL Giornale патриарх и одновременно enfant terrible итальянской политики опубликовал скорее по нужде. Оппоненты причисляют его к пропутинскому лобби, припоминают дружбу с российским лидером. Поэтому и сама статья крайне противоречива. Берлускони с ходу констатирует, что Россия уже проиграла, поскольку Запад сплотился против нее. И необходимо вернуться к идее европейской федерации, чтобы отдельные страны не обладали правом вето, не нарушали «солидарность». Выполнив эту обязательную программу, бывший итальянский премьер тут же говорит об изоляции самого Запада от всего остального мира, сетует, что враги не дали ему включить Россию в большую западную семью. Не поняли, так сказать, хитрого замысла. Вся статья проникнута мрачным настроением, алармизмом перед лицом надвигающейся исторической катастрофы.

Сильвио Берлускони.
Фото Рейтер.

Это не голос «отставной козы барабанщика». Совсем недавно именно Италия предложила свой план мирного урегулирования в Украине. Он предполагал ряд шагов, среди которых и неизбежные территориальные уступки.
Что же произошло? 100 дней боевых действий привели к усталости от войны. Запад действительно мобилизовался, но борется на пределе своих сил. Расчет на быстрый военно-политический, информационный и экономический блицкриг оказался неверным. 
Введенные санкции не дают желаемого быстрого эффекта, наоборот, они больно бьют и по США, и по Европейскому союзу. Россия полностью контролирует свое информационное пространство, общество сплотилось вокруг Путина, поддержка специальной военной операции, по оценкам всех экспертов, бьет рекорды. Никакого массового «антивоенного» движения не произошло, как и «заговора внутри элит». Изолировать Россию на международной арене также не получилось. Крепнет ее взаимодействие с Китаем, Индией. Динамика интеграции нашего Союзного государства рушит все планы Вашингтона и Лондона в Восточной Европе. А на фронтах — медленное, но методичное и системное продвижение вперед российской армии и союзных ей войск ДНР и ЛНР. Это почти дословно цитата из западных СМИ. А еще недавно они были полны ожиданиями скорой украинской победы.

Отсюда истерика вроде разно­образных слухов о положении в Кремле. Или недавней выходки с блокированием полета Сергея Лаврова в Белград. Но эмоции эмоциями, а реальный анализ должен наличествовать.

Звездная болезнь клоунады

Растет и раздражение поведением официальных представителей киевского режима и лично Зеленского. Широкая реклама на Западе явно вскружила им голову, привела к звездной болезни. Ответная реакция не заставила себя ждать. Об этом, кстати, предупреждал Александр ­Лукашенко. В начале мая в интервью Assоciated Press белорусский ­Президент дал такую оценку: «Уже пора побриться, одеться нормально и демонстрировать украинскому народу и мировому сообществу, что у него каждый день лучше, лучше и лучше. Из этого образа надо выходить. Затянулась эта игра. Но он киношник, он актер, артист, ему видней, и он живет в определенной ситуации».
И вот. Германия тормозит с поставками обещанных вооружений. В Киеве заявляют, что получили от бундесвера только гранатометы, даже 5 тысяч которых не доехали. А венгры решили себя не сдерживать. Спикер венгерского парламента Ласло Кевер лупанул наотмашь, предположив, что у Зеленского проблемы с психикой. Буквально через день его поддержал и министр иностранных дел.

Кризис стратегии

Конечно, не стоит переоценивать наметившуюся деморализацию Запада. Там никто не собирается поднимать руки вверх и сдаваться. Но и приведенные факты и цитаты не единичны. Это уже устойчивая тенденция. Мы имеем дело с кризисом стратегии. Сами политики не понимают, что им делать дальше. Избранная линия поведения не приносит ожидаемых результатов. А впереди осень и зима, что России с ее газом, нефтью и зерном дает дополнительные козыри. На носу и выборы у многих. У того же Байдена — в конгресс. А избирателя долго не будешь кормить геополитическими рассуждениями. Да и простые люди уже устали от украинской тематики. Недавние исследования показали, что интерес к конфликту падает в разы. Американцам куда важнее семейные разборки Джонни Деппа.
Представляется, что данная тенденция будет устойчивой. Но здесь России стоит проявить осторожность. Очевидно, что пока на Западе рассчитывают использовать дипломатическое урегулирование как ловушку, преподнести его в качестве собственной победы, сохранить киевский режим, перегруппироваться и затем нанести новый удар.
Но, похоже, что в Москве изучили эту манеру, а поток оскорблений, который вылился в адрес высшего российского руководства, послужил своего рода прививкой от излишней доверенности. По крайней мере, хотелось бы в это верить.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter