Новый поворот

Эксперты: Авторынок в РБ прибавит, в РФ и Украине — упадет

Белорусский авторынок будет расти, а украинский и российский — сокращаться?

Если сравнивать белорусский авторынок с нашими ближайшими соседями, то можно с грустью констатировать: последний год он прожил зря, потеряв в объемах 15 %. В то время как в России и в Украине наблюдались активные продажи новых автомобилей, белорусы крайне неохотно обновляли свои личные автопарки. Но наши продавцы авто с оптимизмом смотрят в будущее, прогнозируя рост национального рынка. Уже в этом году они планируют реализовать не менее 18 тыс. иномарок. Вместе с тем период бурного роста у наших партнеров закончился, и в ближайшее время им пророчат «черные дни» — стагнацию и снижение объемов продаж.

Рынок отложенного спроса

В 2012 году в Беларуси все автодилеры сообща продали 14 тыс. новых автомобилей (в 2011 году — 16,4 тыс.). Для сравнения: в России за это время рынок вырос на 18 % — до 2215 тыс. штук, а в Украине автотрейдеры продали 191 тыс. новых авто против 180 тыс. годом ранее. В числе главных негативных факторов, оказавших влияние на торговлю новыми автомобилями в Беларуси, эксперты, помимо проблем в секторе розничного кредитования, называют отмену льгот по НДС для импортеров при ввозе автомобилей в страну, которая произошла в начале 2012 года, а также более высокую налоговую нагрузку по сравнению с соседними странами. Кроме того, незамеченным остался и тот факт, что после того как Россия после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) вынужденно снизила пошлины на ввоз автомобилей с 30 % до 25 %, Беларусь на такие же шаги не пошла. То есть де-юре у нас сейчас пошлины даже выше российских.

«Россия в связи со вступлением в ВТО взяла на себя обязательства ежегодно снижать пошлины на ввозимые в страну иномарки, а вот Беларусь вслед за ней их пока не снижает. Разумеется, сегодня Российская Федерация компенсирует снижение пошлин специально введенным утилизационным сбором, но при этом получается, что у нас таможенные пошлины просто «замораживаются», — говорит генеральный директор МАХ «Атлант-М» Сергей Самойло. Получается, что если у наших соседей цены могут поползти вниз, то в нашей стране они гарантированно останутся высокими. «При таком стечении обстоятельств у нас рано или поздно появится дисбаланс, который негативно скажется на всем автомобильном бизнесе», — отмечает специалист.

Автодилеры заметили серьезное изменение структуры покупателей. Если в 2011 году соотношение юридических и физических лиц было на уровне 26 % к 74 %, то сегодня эти две группы практически сравнялись. В минувшем году в белорусских автосалонах только 48 % покупателей были физическими лицами. А вот в числе положительных тенденций прошлого года продавцы называют не только стабилизацию в экономике, но и сокращение объемов «серого» импорта после выравнивания пошлин для юридических и физических лиц. Еще недавно из-за разницы в цене покупатели новых автомобилей нередко катались за крупной покупкой в автосалоны стран Западной Европы. Это было гораздо выгоднее, нежели покупать автомобиль на родине. По итогам минувшего года «серые» регистрации автомобилей в стране составили всего 1,9 тыс. против 12 тыс. официальных, хотя годом ранее соотношение было 6,8 тыс. против 9,7 тыс.

Что касается перспектив развития отечественного рынка, то специалисты ожидают его оживления. Этому будет способствовать рост потребности в обновлении парка автомобилей. Из-за низких объемов импорта за последние полтора года среди населения, как считают продавцы, сформировался отложенный спрос. А дополнительным драйвером может стать банковское кредитование, ведь ставки на автокредиты понемногу снижаются. Кроме того, не стоит забывать и про расширение предложения автомобилей российской сборки, ввозимых беспошлинно. В настоящий момент многие российские «иномарки» и без того уже находятся в числе наиболее продаваемых в Беларуси автомобилей.

Пир во время чумы

В 2013 году, по некоторым оценкам, в России будет продано более трех миллионов автомобилей, к 2024 году ежегодный объем продаж будет достигать более 3,5 млн. машин. По итогам 2012 года российский авторынок стал вторым в Европе, немного уступив рынку Германии, а в 2013 году, по некоторым прогнозам, даже выдвинется на первое место. Объем продаж достиг почти 2 млн. 760 тысяч новых автомобилей, а «иномарки» российского производства показали лучший рост — 44 % от общего числа продаж. Между тем у наших соседей, как предрекают специалисты, рынок понемногу будет стремиться по нисходящей. В ближайшие несколько лет ему прочат скромный рост в 5—7 % ежегодно. С одной стороны, это неплохо, но с другой — он давно привык к гораздо более высоким показателям.

В новые условия его загоняет законодательство. Со вступлением России в ВТО иномарки, ввозимые в страну, становятся дешевле, а значит, создают серьезную конкуренцию машинам, собранным на территории нашей восточной соседки. Чтобы компенсировать снижение пошлин и сохранить на внутреннем рынке статус-кво, защитив его от наплыва автомобилей иностранной сборки, в сентябре прошлого года Россия ввела утилизационный сбор на ввозимые иномарки. Официально сбор вводился для защиты экологии, но в первую очередь для того, чтобы компенсировать снижение пошлин на автомобили, которое произошло после присоединения России к ВТО. Однако правительство этой страны сегодня все чаще говорит о том, что неплохо было бы его отменить. Ведь, помимо блага для бюджета, нововведения оказались чреваты повышением цен на машины, произведенные в России, для производителей — снижением рентабельности и инвестиций, а для авторынка в целом — замедлением роста. К тому же другие члены ВТО, и в первую очередь представители ЕС, заговорили о том, что мера может противоречить нормам организации.

Сегодня импортеры иномарок в России платят утилизационный сбор исходя из базовой ставки RUR 20 тыс., который умножается на коэффициент мощности мотора, при этом учитывается еще и возраст автомобиля: чем он старше, тем выше сбор. Минимум, который собирается с каждой легковушки до трех лет с мотором менее двух литров, составляет RUR 26,8 тыс. Все это включается в потребительскую цену автомобиля. В случае если производители, расположенные в России, действительно будут оплачивать сбор в таком объеме, то это, по экспертным оценкам, повлечет за собой рост цен на их продукцию в размере от 10 до 25 % в зависимости от марки. При этом понятно, что сильнее всего новая наценка отразится на бюджетном сегменте, по большей части на автомобилях, производимых «АвтоВАЗом», продажи у которого и без того стабильно падали в течение всего 2012 года.

Западные аналитики уже предрекают российским производителям перепроизводство. Конечно, часть сошедших с конвейера автомобилей отправятся в Беларусь, тем более что «иномарки» российской сборки после выравнивания пошлин для юридических и физических лиц стали активно продаваться и в нашей стране. Но нельзя исключать, что помощи белорусов будет явно недостаточно для оживления российского рынка. К тому же, как подсчитали специалисты, до сих пор только 20 % покупателей из числа наших соотечественников приобретают новые автомобили. Все остальные отдают предпочтение слегка подержанным иномаркам.

…И начало бури

Игры с ввозными пошлинами характерны сейчас и для наших южных соседей. На минувшей неделе Украина пошла против желания ВТО и ввела заградительные сборы для импортеров новых автомобилей с объемом двигателя от 1 тыс. до 2,2 тыс. кубических сантиметров на срок три года. На такие меры страну подвигла необходимость защитить своих производителей, находящихся на грани остановки. Размер налога, который нужно будет уплатить дополнительно к уже существующему сбору, будет колебаться в зависимости от объема силового агрегата в диапазоне 6,46—12,95 %. Это означает, что уже к концу апреля стоимость иномарок на украинском рынке может возрасти на 8—15,6 %. Кстати, до введения данной пошлины стоимость новых автомобилей в Украине и без того была одной из самых высоких в мире.

С 2010 года на украинском рынке темп роста импорта опережает темп роста автопроизводства в 1,5 раза. В 2012 году ввоз легковых авто в Украину вырос на 13 % — до $ 3,24 млрд. Предложение на первичном рынке легковых автомобилей в прошлом году на 83 % было сформировано за счет импорта. По мнению белорусских автодилеров, их украинских коллег ожидают «черные дни». Причем не только по причинам увеличения пошлин, но и из-за ситуации в экономике в целом.

------------------------------------------ 

Тем временем

Европейский авторынок весьма стабилен в своем непрекращающемся падении. Причем по итогам февраля падение только усилилось, составив 10,2 %. Причиной печальной динамики стало снижение спроса на крупнейшем авторынке Старого Света — в Германии.

В феврале в регионе было реализовано 829 359 новых машин, приводит данные Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA). По итогам первых двух месяцев текущего года в регионе было реализовано 1,75 млн. машин, что на 9,3 % меньше, чем годом ранее. Падение продаж в январе составило 8,5 %. «Экономическая и политическая неустойчивость в сочетании с различными инициативами налоговой политики в области вредных выбросов в атмосферу, которые наблюдаются в Европе, привела к неоднородной картине на авторынке региона», — рассказывает вице-президент и главный операционный директор европейского подразделения «Hyundai Motor Co.» Алан Рашфорт.

В прошлом месяце рухнули четыре из пяти крупнейших авторынков Европы. Наибольшее падение отмечено в Италии — 17 %. Продажи машин в Германии упали на 11 % (и на 8,6 % в январе). Испанский авторынок просел на 9,8 %. Продажи в Великобритании сократились на 7,9 %. В числе пострадавших «General Motors Co.» (-20 %), «Fiat SpA» (-16 %) и «PSA Peugeot Citroen» (-13 %), зафиксировавшие наибольшее снижение европейских продаж. Однако нынешняя ситуация сказалась и на результатах традиционно благополучных немецких концернов. В частности, «Volkswagen» потерял 7,2 % в феврале. Его дочерний бренд «Skoda» — 12 %. Продажи непосредственно автомобилей марки «volkswagen» сократились на 9,9 %, «audi» — на 3,8 %. BMW потерял в продажах 2,8 % в феврале и 6,4 % в январе (по сравнению с показателями за аналогичные месяцы прошлого года). Результат «Daimler» сократился на 1,7 % в феврале и 3,7 % в январе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter