Повернется ли Белград спиной к НАТО и лицом к ЕАЭС?

Новый миропорядок: набросок к портрету

Визит в Минск сербской делегации во главе с премьер-министром Александром Вучичем вряд ли кем-то остался не замеченным. У нас в стране так точно это была одна из самых главных новостей минувшей недели. Но и наши соседи активно обсуждали эту поездку. Главным итогом встреч стали масштабные договоренности о военно-политическом сотрудничестве двух стран. К 2018 году Беларусь планирует передать Сербии 12 зенитно-ракетных установок «Бук» и 8 истребителей МиГ-29 с условием, что Белград оплатит их ремонт и модернизацию. Сербия же заявила о большом потенциале сербско-белорусского сотрудничества и о возможности создания совместных производств с перспективой выхода на рынки третьих стран.

Фото БЕЛТА
Не осталось без внимания и вполне мирное торгово-экономическое сотрудничество. Стороны заявили о намерении нарастить товарооборот до 500 млн долларов в год; Сербия также проявила заинтересованность в закупках белорусских грузовиков и строительной техники. Со своей стороны Беларусь заинтересована в инвестициях сербского бизнеса. Многие сербские инвестпроекты уже успешно осуществляются и дают результаты. 

Сербско-белорусские отношения имеют давнюю и прочную основу, в которую заложены не только прагматические интересы, но и ценностная близость. Сегодня, в условиях меняющейся геополитической реальности, отношения двух стран могут получить новый импульс и выйти на качественно новый уровень. 

Беларусь последовательно поддерживала Сербию (тогда еще в составе федеративной Югославии) во время интервенции НАТО в 1999 году, осуществленной под предлогом защиты албанского населения в автономном крае Косово. Наша страна также отказалась признавать одностороннее провозглашение независимости Косово, которое было поддержано США и абсолютным большинством стран Евросоюза. Безусловно, в Белграде не могли не оценить этой поддержки, поэтому, несмотря на расстояние и отсутствие общих границ, Сербия остается для белорусов наиболее близкой страной Балканского региона. Это одна из немногих европейских стран, остающаяся безвизовой для белорусских граждан. 

Во время трагических событий 1999 года, когда Беларусь и Россия фактически в одиночку пытались противодействовать натовской интервенции в Югославию, возникла идея присоединения Сербии к Союзному государству России и Беларуси. Тогда эта идея многим показалась экстравагантной, и до ее практической реализации не дошло. Впоследствии Белград был вынужден ориентироваться на евроатлантические структуры и заявил о приоритетности курса на вступление в ЕС. В условиях стратегического доминирования на Балканах ЕС и США это было неизбежно. Более того, в принципе обсуждаемой даже стала тема присоединения Сербии к НАТО, несмотря на то что у большинства сербов, хорошо запомнивших бомбардировки 1999 года, этот шаг вызывал яростное клокотание в груди.

Вместе с тем евроатлантическая ориентация для Сербии всегда носила, скорее, характер вынужденный и не принималась большинством. Поэтому после недолгого правления прозападных сил к власти в Белграде снова пришли политики, заявляющие о стремлении развивать восточный вектор, причем под этим устойчивым выражением здесь понимается не только Москва, но и Минск. 

Сегодня, когда в США у власти оказались силы, ориентированные на внутреннюю политику и протекционизм, а Евросоюз и НАТО переживают глубокий институциональный и идеологический кризис, у Сербии появляется шанс изменить весьма неблагоприятный для себя баланс сил на Балканах: ведь Запад всегда делал ставку на политических и идеологических оппонентов Белграда. Приобретение российско-белорусских вооружений указывает на то, что следовать в фарватере НАТО здесь больше не намерены. Вполне возможно, это повлияет и на евроатлантические устремления соседей Сербии, таких как Македония и Черногория. В условиях кризиса глобальной Евро-Атлантики стратегическая связка Минск—Белград—Москва вновь получает шанс заявить о себе и стать важным элементом меняющегося миропорядка.

shimoff@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter