Новый мир

Инициативы Президента на саммите Движения неприсоединения в Гаване поддержали делегации всех 118 государств–участников
Инициативы Президента на саммите Движения неприсоединения в Гаване поддержали делегации всех 118 государств–участников

Поздно вечером в воскресенье президентский самолет приземлился в Национальном аэропорту «Минск». Белорусская делегация, возглавляемая Александром Лукашенко, вернулась с Кубы, где принимала участие в 14–й встрече глав государств и правительств Движения неприсоединения. Для Беларуси саммит можно признать успешным сразу по нескольким причинам.

Политологи зачастую называют современный миропорядок «Пакс американа», что означает «Мир по–американски». В Гаване ярко проявилась актуальная тенденция международных отношений: стремление к многополярности. Представители всех 118 государств, входящих в Движение неприсоединения, заявили о том, что оно также должно стать центром силы в нарождающемся миропорядке.

Беларусь за сравнительно небольшой промежуток — восемь лет — своей активной позицией заслужила серьезный авторитет в Движении неприсоединения. Все те дни, пока в Гаване находилась белорусская делегация, к ней было приковано повышенное внимание. Президент несколько раз выступал с трибуны Центра международных конгрессов и дал несколько интервью.

Один из самых главных итогов саммита для Беларуси — это мощный импульс двусторонним отношениям с государствами, руководители которых в эти дни находились на Кубе. Александр Лукашенко встретился с руководителями Алжира, Венесуэлы, Ирана, Кубы, Малайзии и ЮАР.

Распад Советского Союза для кубинцев стал настоящей катастрофой, даже большей, чем для 15 республик. Без экономической поддержки Москвы остров Свободы оказался брошен на произвол судьбы. А судьба государства, если верить геополитикам, — это его география... В условиях жесточайшей блокады со стороны США всего 300 километров, отделяющие Гавану от Майами, могли сыграть роковую роль. Однако, как рассказывают люди знающие, в последние годы Куба сделала несколько внушительных шагов вперед. Курорт Варадеро с лучшими в мире пляжами открылся миру во второй раз после того, как много лет назад это впервые сделал миллиардер Дюпон. Не менее, а возможно, и более важное открытие было сделано в море — на шельфе обнаружена нефть. Но, видимо, главные перемены для Кубы происходят в области международных отношений: Соединенные Штаты по–прежнему самое мощное в экономическом и военном плане государство, но их гегемония в мировой политике подвергается сегодня серьезной ревизии. 14–я конференция Движения неприсоединения, проходившая в Гаване всю прошлую неделю, конечно же, не сделала мир в одночасье многополярным, но четко обозначила эту наметившуюся тенденцию.

Любопытно, что участники саммита часто с трибуны именовали себя Югом, а тех, с кем вели заочную дискуссию, соответственно Севером. Однако Александр Лукашенко, возглавлявший делегацию Беларуси, в одном из многочисленных интервью, данных им в Гаване, не согласился с таким делением. И думается, что дело здесь не только в том, что Беларусь — единственную страну Европы, являющуюся полноправным членом Движения неприсоединения, — трудно отнести к мировому Югу. Конечно же, дело не только в географии. Контекст здесь гораздо шире.

Глобальный контекст

Важнейшей целью все 118 государств провозгласили скорейший переход от монополярного к более справедливому многополярному миру. Из–за этого единства мнений выступления участников саммита были во многом созвучны. В этом смысле интересы организации практически совпадают с другими центрами силы вроде Евросоюза, Китая или России. Взять, к примеру, Европу — ближайшего политического и вообще культурологического союзника США. Тем не менее даже высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности и бывший генсек НАТО Хавьер Солана, которого никак не заподозришь в антипатии к Вашингтону, говорит сегодня так: «США могут быть важной державой, даже супердержавой. Но число и свойство проблем, которые ныне стоят перед нами, не допускают их решения одной–единственной державой. Поэтому нам нужен многополярный мир».

Очевидно, в этом, глобальном, контексте то, о чем говорилось в Гаване, в том числе и представителями белорусской делегации, было созвучно и общемировым, и общеевропейским интересам.

Кстати, можно сказать, что Движение неприсоединения — это несколько уменьшенная модель более справедливого миропорядка. В том смысле, что здесь на одинаковых правах (все решения принимаются консенсусом, т.е. правом вето обладает каждый) представлены и миллиардная Индия, и малоизвестное неспециалистам островное государство Вануату. Конечно, в большом мире действуют другие законы, но, похоже, ситуация меняется.

Пример — восприятие ядерной программы Ирана. До сих пор как будто существовало лишь мнение так называемой шестерки стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия. На их фоне терялись голоса остальных членов мирового сообщества, которые вроде как и не молчали. Но совсем другое дело, когда об этом говорят сразу более 60 процентов государств — членов ООН. В декларации кубинского саммита среди прочего содержится призыв к мирному урегулированию иранской ядерной проблемы. Согласитесь, такое консолидированное мнение государств — членов Движения неприсоединения существенно меняет расстановку сил при дальнейшем обсуждении проблемы в стенах ООН.

К слову, в итоговом документе гаванской встречи в верхах нашли свое отражение и инициативы Президента, выдвинутые им ровно год назад в Нью–Йорке — на саммите ООН. Например, неприсоединившиеся государства согласились не признавать односторонние экономические санкции и другие меры, направленные на оказание давления на другие страны. А также договорились способствовать признанию многообразия путей развития и заявили о необходимости коллективной борьбы с рабством и торговлей людьми.

92–страничный документ, в котором содержатся и другие призывы, в частности демократизировать ООН и Совбез, станет программой Движения неприсоединения на последующие три года. До следующего саммита в Египте в 2009 году.

Министр иностранных дел Сергей Мартынов в беседе с журналистами заявил, что в истории Движения неприсоединения наступил новый этап. Суть перемен в том, что государства–члены не только осознают необходимость перехода к многополярному миру, но и обладают реальными рычагами.

...И вот что еще хотелось бы отметить. Несмотря на по–южному горячие заявления, звучавшие в Гаване, а также холодные комментарии западных СМИ, конфронтация между развивающимся и развитым миром — это явно ошибочный, тупиковый путь. Скорее, саммит следует рассматривать как некое предупреждение. Александр Лукашенко в Гаване несколько раз отмечал, что сегодня богатые страны крайне нуждаются в развивающемся мире, поскольку не могут дальше прогрессировать без его ресурсов. И в сложившейся ситуации требуются новые механизмы взаимоотношений. «Страны Латинской Америки, Африки сегодня уже традиционными мерами — путем оружия и давления — в поле собственных интересов не удержишь. Надо договариваться. В противном случае развивающиеся страны обойдутся и без богатых государств. Настало время сильным странам менять свою политику», — подчеркнул Президент.

Дипломатия в кубе

Самое высокое здание в том районе, где проходил саммит, — это здание бывшего советского посольства, ныне российского. Моих собеседников–кубинцев через одного звали Алеша, Наташа или Иван. Советское влияние здесь ощущается повсюду, соответственно и ко всему постсоветскому здесь отношение особое. Однако это все, если так можно выразиться, аванс прошлого, который легко исчерпаем. В заставке местного телеканала, представляющей на карте мира все страны, ранее принимавшие конференции Движения неприсоединения, канувшая в Лету Югославия почему–то оказалась на месте Украины...

Думается, с Беларусью такая ошибка здесь никогда бы не произошла. Листая местный журнал, обратил внимание на статью о недавнем визите Премьер–министра Сергея Сидорского. Новый информационный повод — и кубинское телевидение записывает почти часовую беседу с Александром Лукашенко... Довелось видеть, с каким интересом наблюдали журналисты из разных стран трансляцию выступления Президента с трибуны Центра международных конгрессов. Решил обменяться впечатлениями с иностранными коллегами, многие из которых Александра Лукашенко слушали впервые. Рефреном звучало: выступление Президента Беларуси выгодно отличалось практической направленностью, в то время как многие коллеги из южных стран скорее брали темпераментом...

Президент предложил разработать программу действий по формированию многополярного мира. Сила Движения неприсоединения, по его мнению, в единстве: «Оно должно решительно вставать на политическую защиту своих членов, подвергшихся внешнему давлению или агрессии. Сплоченной должна быть наша позиция в рамках ООН и других международных организациях».

Не менее важно, по словам Александра Лукашенко, наращивать экономическое сотрудничество стран–участниц, максимально использовать преференции друг для друга: «В итоге мы все выиграем. Одного только политического единства сегодня недостаточно. Нужна мощная экономическая составляющая нашего движения». Президент предложил создать банк информации об экономических интересах и проблемах государств, который должен стать площадкой для проектов сотрудничества.

Без преувеличения саммит стал таковым для Беларуси. 18–часовой перелет между Минском и Гаваной сэкономил многие часы тех перелетов, которые пришлось бы совершить, не представься возможность провести переговоры на Кубе. Александр Лукашенко встретился с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом — одним из главных ньюсмейкеров мероприятия. А также с премьер–министром Малайзии Абдуллой Ахмадом Бадави, сдавшим полномочия председателя Движения и принявшим их Раулем Кастро, временно заменяющим брата на высшем государственном посту Кубы. Кроме того, Александр Лукашенко встретился с президентом Алжира Абдельазизом Бутефликой и президентом ЮАР Табо Мбеки.

Дольше всего длились переговоры с президентом Венесуэлы, которые стали логическим продолжением диалога, начатого в Минске во время недавнего визита Уго Чавеса. В кубинской столице был подписан Меморандум о взаимопонимании между Беларусью и Венесуэлой о создании совместной Комиссии высокого уровня, сопредседателем которой с белорусской стороны является Государственный секретарь Совета Безопасности Виктор Шейман, недавно побывавший в Каракасе.

К слову, в интервью Первому Национальному телеканалу он рассказал о результатах того визита. Говоря о военно–техническом сотрудничестве, Виктор Шейман отметил, что подписан ряд соглашений, реализация которых позволит получить экономический эффект на сумму свыше 1 миллиарда долларов. Кроме того, Беларусь сможет добывать в Венесуэле 10 миллионов тонн нефти в год. Хорошие перспективы просматриваются и по другим направлениям.

...Говоря же об итогах своих переговоров в Гаване, Александр Лукашенко рассказал, что в этом и следующем годах он посетит с визитами Малайзию, Вьетнам, ЮАР, Венесуэлу, Египет, Алжир и Иран. Как отметил Президент, сегодня в дипломатии Беларусь выстраивает так называемую «внешнюю дугу». Страна, по его словам, плодотворно сотрудничает с Россией, поддерживает торгово–экономические отношения с ЕС. Но вместе с тем намерена возвращать утраченные позиции в тех государствах, «которые знают Беларусь еще по Советскому Союзу». Каждый из этих векторов нацелен на построение добрых, взаимовыгодных, равноправных взаимоотношений.

Гавана — Минск.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter