«Новый» малый бизнес только начинает действовать

Об основных тенденциях в развитии малых компаний в республике рассказывает заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Евгений Семенов

В мировой практике малые предприятия считаются одним из самых мобильных сегментов экономики. В отличие от крупных корпораций «малыши» способны оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. Малые предприятия могут не только быстро изменять ассортимент продукции, но и переходить в другую сферу деятельности. Усилилась конкуренция в сегменте розничной торговли — небольшое предприятие способно с минимумом потерь перепрофилироваться в компанию по оказанию строительных услуг либо открыть небольшой автосервис… Правда, практика показала, что белорусский малый бизнес весьма патриархален в своих стремлениях и крайне болезненно воспринимает любые изменения. Поэтому в некоторой степени функцию по развитию частной инициативы приходится брать на себя, как ни странно, государству. В частности, различными льготами и преференциями подталкивать индивидуальных предпринимателей создавать юрлица, чтобы иметь возможность динамично развивать свой бизнес. Об основных тенденциях в развитии малых компаний в республике рассказал заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Евгений Семенов (на снимке). 

— Евгений Николаевич, недавно закончилась перерегистрация индивидуальных предпринимателей в унитарные предприятия на льготных условиях. Можно ли говорить, что изменилась структура белорусского малого предпринимательства? 

— Согласно предварительным оценкам удельный вес малых предприятий (МП) в ВВП за прошлый год составил 8,2 %. В общем объеме промышленного производства — 7,7 %, в сфере розничной торговли, включая общественное питание, — 11,5 %. Доля МП во внешнеторговом обороте — 15,2 %. К 1 января 2008 года в республике насчитывалось 49 130 малых предприятий, из которых более 10 тысяч были созданы индивидуальными предпринимателями в рамках Указа № 302 в упрощенном порядке. Однако подавляющее большинство ИП, создавших ЧУП в прошлом году, по состоянию на 1 января 2008 г. еще не приступали к работе. Фактически эти МП начали реальную деятельность только в этом году. Поэтому оказать какое-либо заметное влияние на экономические показатели еще не успели. В том числе и на структуру малого бизнеса. Она практически не изменилась по сравнению с 2006 годом. По-прежнему около 22 % от общего числа малых предприятий работало в сфере промышленности, 39 % — в розничной торговле и общественном питании, несколько увеличился сегмент в области транспорта и грузоперевозок, но незначительно. Проведенный Департаментом по предпринимательству анализ показал: создавали ЧУП в основном индивидуальные предприниматели, которые занимались розничной торговлей. Видимо, в этом сегменте и будет наблюдаться основной прирост количества малых предприятий. 

Учитывая, что в прошлом году часть индивидуальных предпринимателей находилась в ожидании возможной отмены некоторых норм Указа № 760, в частности, относительно запрета на наем работников, было принято решение продлить сроки упрощенной регистрации. Это решение способствовало увеличению количества ИП, перешедших в ЧУП, почти в 1,5 раза. Всего же на льготных условиях прошли регистрацию 15 690 организаций. 

Говорить о результатах реформ малого бизнеса еще рано, но Министерство по налогам и сборам проводило выборочное обследование вновь образованных юрлиц. Оно, в частности, показало: количество сотрудников в унитарных торговых предприятиях увеличилось с 2—3 до 6 человек, у компаний, оказывающих парикмахерские услуги, — с 3 до 15. Значительно увеличилась и выручка у ИП, перешедших в ЧУП. Например, в сфере парикмахерских услуг — с 1,9 до 3,1 миллиона рублей в месяц, у строительных компаний — с 6 до 18 миллионов. В любом случае, льготные условия регистрации юрлиц индивидуальными предпринимателями дали возможность им расширять и развивать свой бизнес. 

— Были ли случаи отказа в регистрации индивидуальных предпринимателей в качестве унитарных предприятий? 

— Отказов в регистрации было около 200 случаев по стране. Лидер  — город Минск. В столице около 150 предпринимателей не смогли выполнить все условия, предусмотренные законодательством. В основном проблемы возникали с погашением задолженностей, прежде всего в Фонд социальной защиты. Причем средняя сумма непогашенных ипэшниками обязательств — около 600 тысяч рублей и только в отдельных случаях достигала 1—1,5 миллиона. При желании ИП смогли бы найти такие деньги. 

— А какие изменения произошли в сегменте индивидуальных предпринимателей? 

— По идее, количество ИП должно было сократиться. Все-таки работать в некоторых отраслях в одиночку или с помощью родственников сложно. А подчас практически невозможно. Скажем, чтобы оказывать конкурентоспособные косметологические услуги, необходимо обладать соответствующей квалификацией. Да и режим работы заведения необходимо соблюдать. А ведь, кроме «профильной» работы, ипэшнику приходится заниматься и различными организационными вопросами: периодически ездить в налоговую инспекцию, в органы гос­управления… Словом, одному человеку управиться достаточно сложно. 

Однако, как показала практика, количество ИП значительно увеличилось. Если в 2006 году их насчитывалось более 191,8 тысячи, то на начало 2007 года — 212,5 тысячи: рост почти на 20 тысяч. На 1 марта 2008 года количество индивидуальных предпринимателей уже превысило планку в 218,6 тысячи. Другими словами, налицо динамика роста. Анализ показал: немалая часть вновь созданных ИП — бывшие наемные работники, которые решили продолжать сотрудничество с бывшим работодателем, но теперь в качестве субъектов хозяйствования. 

— Но такая система фактически снижает позиции индивидуальных предпринимателей. Ведь теперь индивидуальному предпринимателю приходится платить налоги и за себя, и за наемных работников, а ныне ипэшников… 

— Последнее слово должно остаться за конкуренцией. Если и в новых условиях ИП существуют и работают, то цены на реализуемые ими товары несколько ниже, чем в других форматах торговли. Факторы, благодаря которым ипэшники могут делать «дешевизну» на своих прилавках,  великолепно известны. Если юридические лица проходят полное таможенное оформление товаров, то ИП находятся в более привилегированном положении и могут ввозить импорт без документов из РФ. А поэтому и сложно сказать, в каких объемах они приобретают товары в России, по каким ценам, у каких производителей или посредников… Несомненно, не исключены и «серые» схемы. Имеются у индивидуальных предпринимателей преференции и по налоговой нагрузке. 

В любом случае, для полноценной конкуренции необходимо выравнивать условия хозяйствования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поэтому с января 2009 года ИП будут работать по документам и проходить таможенное оформление. Конечно, ипэшники получат определенные льготы: будет достаточно любого документа, подтверждающего приобретение товара. Даже простого кассового чека. Его достаточно, чтобы произвести регистрацию товара. 

Конечно, такой подход устраивает далеко не всех бизнесменов. Индивидуальным предпринимателям государство с 1999 года постоянно давало различные льготы, упрощая для них условия деятельности. Постепенно ИП привыкли работать без документов. Некоторые из них сейчас доказывают, что на подмосковных рынках, на которых они приобретают товары, невозможно получить даже чек, не говоря уже о накладных. Складывается впечатление, что к востоку от белорусской границы вообще не существует никаких правил в сфере экономики! На самом деле у импортеров из РФ практически всегда имеется возможность получить необходимые документы. Конечно, в Москве, впрочем, как и в любой другой столице, в определенных местах можно приобрести 10 пар джинсов непонятного происхождения за 100 долларов. Но это не значит, что их можно продавать в Беларуси по 30—50 долларов за пару. А некоторые торговцы именно таким бизнесом и занимаются. О каком соблюдении прав потребителей можно говорить в этих случаях?! 

— В начале года общественные лидеры предпринимательского движения не раз заявляли о большой социальной значимости индивидуального предпринимательства в формате прошлых лет. Мол, ипэшники создают рабочие места для десятков тысяч граждан. Но из личного опыта знаю: зарплата реализаторов на рынках обычно намного ниже, чем в среднем по республике. Действительно ли индивидуальные предприниматели «кормили» народ? 

— Когда шла перерегистрация ИП, наше ведомство было завалено различными обращениями. Мол, у предпринимателей мизерные доходы. После оплаты аренды, налогов, других издержек ипэшнику остается буквально 500—600 тысяч. Зарплата же наемным работникам, выплачиваемая по ведомости, редко превышала размер бюджета прожиточного минимума. Насколько велика она была реально — вопрос сложный. Ведь одна из особенностей ИП-формата прошлого года — возможность показать любую прибыль, как правило, минимальную. Ведь неизвестно, сколько товара он ввез, по какой цене закупал. Для ипэшников, которые уплачивают единый налог, де-юре есть ограничения по стоимостным объ­емам импорта. Но де-факто соблюдение этой нормы достаточно проблематично проследить. Ведь товар не проходит через таможню, а поэтому можно завезти одни объемы, а в отчетности указать другие. Поэтому реальные доходы вчерашних наемных работников и индивидуальных предпринимателей оценить невозможно. Если судить по цифрам, которые они отражают в документации, то институт индивидуального предпринимательства разбогатеть людям не дает, а значит, и его социальная значимость несколько преувеличена. Если же реальные зарплаты были намного выше, чем декларируемые, то их выплачивали наличными, без уплаты соответствующих налогов, что является нарушением законодательства. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter