К концу недели премьер определится с новыми членами кабинета министров. Уже известно, что в команду Джонсона войдут ранее работавшие с ним люди — например, сэр Эдвард Листер займется персоналом премьер-министра, Дэвид Фрост, дипломат, работавший в Брюсселе, очевидно, будет отвечать за сношения с Евросоюзом, Никки да Коста, вероятнее всего, станет юридическим советником премьера, как и некоторое время ранее при Терезе Мэй. Все эти люди работали с Джонсоном в период его пребывания на посту мэра Лондона или главы Форин-офиса.
Перед новым премьером стоит непростая задача — решение политического кризиса, связанного с реализацией программы выхода страны из ЕС. При этом сам Джонсон является сторонником более жесткого плана Brexit, который предусматривал бы подписание с Брюсселем соглашения по аналогии с договорами, действующими между США и Канадой.
Разумеется, в английском обществе сейчас основательно обсуждаются возможные сценарии выхода из Евросоюза в связи с избранием нового премьера. Их несколько, но при любых планах британской политической элиты в ближайшее время Джонсона ожидают переговоры в Эдинбурге, Белфасте и Дублине, а также с представителями Брюсселя. Это даст возможность новому кабинету министров если не получить поддержку от шотландцев и североирландцев, то хотя бы смягчить их позиции по отношению к официальной политике Соединенного Королевства по выходу из ЕС. Все это для бывшего главы МИД осложняется необходимостью заглушить недовольство своих оппонентов внутри партии консерваторов, недовольных как Brexit, так и самим Джонсоном (к лидерам этого крыла принадлежит, в частности, Филипп Хаммонд, при Терезе Мэй — канцлер казначейства).
Еще одна проблема премьера — обеспечить такой выход из ЕС, который бы максимально гарантировал права британских граждан, работающих там сейчас, что включает в себя пенсионное обеспечение, медицинское страхование и приобретение вида на жительство. В этой ситуации Лондон обязан до 31 октября принять законодательство, гарантирующее аналогичные права для граждан — членов ЕС. В противном случае британцам придется вести переговоры с каждой из 27 стран Евросоюза в отдельности. Однако нельзя исключать, что такое развитие событий для Великобритании гораздо выгоднее: тогда у Лондона появится шанс учитывать конкретную ситуацию в двусторонних отношениях без оглядки на общую позицию Брюсселя.
При определенных условиях можно прогнозировать и внешнеполитические преимущества нового кабинета министров. Так, устойчивый успех Джонсона в борьбе с противниками Brexit и сторонниками его «мягкого» сценария (сторонниками Терезы Мэй) приведет, как ожидается, к улучшению отношений между Лондоном и Вашингтоном.
Как бы там ни было, но шансы Джонсона осуществить задуманное довольно велики. Этому способствует раскол внутри основных оппонентов тори — лейбористов. Кризис в Рабочей партии вызван как позицией ее лидера Джереми Корбина по Brexit (этой позиции не было — она колебалась вместе с изменениями внутриполитической конъюнктуры), так и антисемитизмом главы партии. Эти две политические проблемы сформировали устойчивую неприязнь к Корбину. По некоторым данным, 43 процента членов Лейбористской партии полагают, что ее лидер не справился со своими обязанностями. В результате из элиты «трудовиков» сформировалась довольно мощная оппозиция в составе сэра Кейра Стармера, Джона Мак-Доннела и Эмили Торнберри, все трое — министры в «теневом кабинете» лейбористов. Разрешить же внутрипартийный кризис у лейбористов сможет только отставка Корбина.