Новый год приходит... в июле

Создатель анимационных фильмов, автор популярных эстрадных песен, режиссер праздников Елена Турова убеждена: в каждом из нас заложено множество способностей, о которых мы иногда даже не подозреваем. Сама же Елена — личность настолько многогранная, что нередко ей приходится отвечать примерно на такой вопрос: вы — поэтесса, а та Елена Турова, которая мультфильмы снимает, случайно не ваша родственница? Впрочем, сегодня все грани личности гостьи “Народной газеты” воплотились в работе над полнометражным музыкальным фильмом “Новогодние приключения в июле”.
— Замысел сценария картины появился три года назад. Отснята уже половина материала. На экраны фильм выйдет только в 2008 году. По его сюжету подготовку к следующим новогодним торжествам Дед Мороз начинает сразу по завершении предыдущих. Дед Мороз у меня вполне современный, с компьютером на “ты”, поскольку детвора частенько присылает ему письма по электронной почте. И вот в его компьютерную сеть проникает из космоса Гала-Вирус, разрушающий праздники. Гала-вирус убежден, что только он знает, как воспитывать следующее поколение: сказки уже не нужны, а вот компьютерные стрелялки — то, что надо. Гала-Вирус предлагает Деду Морозу освободить место. Тот, понятно, отказывается. Вирус говорит: “Посмотрим, на чьей улице будет праздник!” и обманом берет в заложники двоих детей, попадающих в компьютерную реальность. Снеговик, которого Дед Мороз отправил им на выручку, сам попадает в ловушку Вируса. В результате дети, проходя по разным компьютерным уровням в поисках доктора Вебуса, который один может справиться с Гала-Вирусом, спасают себя, Снеговика, Деда Мороза и все сказки на Земле... Это фильм не о вреде компьютеров, а о том, как важно беречь старое, невзирая на приход нового. Технологии технологиями, но человек должен оставаться человеком. Наряду с актерами на экране будут действовать нарисованные персонажи. В фильме снимаются белорусские и российские артисты.
— Как возникла идея такой необычной сказки?
— Фильм родился с подачи Министерства культуры: предложили реанимировать музыкальную сказку, игровое, приключенческое кино. И как раз тогда в Беловежской пуще открылась резиденция Деда Мороза. Это навело на размышления о том, чем занимается Дед Мороз в течение года, вне новогодней елки. В Беларуси мы первопроходцы, первыми пытаемся вывести компьютерные “фишки” на большой экран, и это влечет за собой ряд трудностей. Например, цифровой камеры с таким разрешением в нашей стране не нашлось, пришлось арендовать ее в России. На нас как бы проходит тестирование: что это за жанр и как с ним “сражаться”.
— Можно ли сказать, что “Новогодние приключения в июле” — это наш ответ “Гарри Поттеру”?
— Боже упаси. На “Беларусьфильме” когда-то снимались замечательные музыкальные сказки. Я сама выросла на Нечаевских фильмах — “Про Красную Шапочку”, “Буратино”... Кроме его работ могу вспомнить еще хороший фильм “Город мастеров”. Но в последние годы и в нашей стране, и в России детского музыкального кино просто нет. С этим положением честно сражаются московские аниматоры: и дети, и взрослые с удовольствием смотрят полнометражные мультфильмы “Алеша Попович”, “Щелкунчик”, “Карлик-нос”. Мне же захотелось дать новое развитие традициям отечественного детского, или, как теперь говорят, семейного музыкального кино.
— А насколько реально вашему близкому другу или случайному знакомому узнать вдруг себя в персонаже ваших мультфильмов?
— Шаржей на конкретных людей я никогда не создаю. Конечно, встречи, общение с разными людьми накладывают отпечаток на мое творчество. В “Новогодних приключениях”, к слову, есть странные персонажи, которые никогда нигде не фигурировали. Например, Глюк и Спам. Подобрать исполнителей на эти роли было очень непросто: кастинг шел около полугода, пробовали многих белорусских и российских актеров. Как почувствовать компьютерную программу, как воплотить в человеке, к примеру, понятие “спам”? В костюме этого персонажа заложено огромное количество этикеток, ценников, он постоянно стремится продать “лысому расческу”, пересыпает свою речь рекламными фразами, его словесный поток остановить невозможно. Появляется он из мусорной корзины, которая есть на рабочем столе каждого пользователя и куда обычно отправляется весь спам, который приходит по электронной почте. Есть еще и такие странные персонажи, как блуждающие огоньки. В актерском воплощении это детки четырех—пяти лет... Блуждающие огоньки живут в странном месте — ловушке Мёбиуса, под огромными светящимися грибами. Одним “огоньком” станет моя четырехлетняя дочка. Хочу, чтобы она продолжила династию: Света Турова, Лена Турова, теперь вот Ника Турова.
— Поговорим о Елене Туровой-поэтессе, чьи песни исполняют популярные эстрадные певцы. Как вы их создаете?
— Иногда приносят “рыбу”, где прописана мелодия, есть ритмический ряд, но нет слов. Бывают указания: песня должна быть о чем-то конкретном. Но чаще заказчик не знает, о чем должны быть слова на эту мелодию. И когда показываешь ему готовый текст, который хорошо поется, вроде бы неплохие поэтические строки, его что-то не устраивает. А бывает, приношу композитору стихи, и уже под них создается музыка. Тогда наше творение “раскручивает” композитор.
— Есть ли у поэтов-песенников “ходовой” и “не очень ходовой товар”?
— Не слишком хорошо идут песни, которые для меня более интересны — сюжетные, игровые, философские. Подобные песни чаще исполняют группы, но группы для себя пишут сами. Востребована лирика — такие, знаете, “глобальные” проблемы: я ушел — ты пришла, или наоборот: я пришел — ты ушла... Становится неинтересно. Отдушиной для меня стала работа для театра и кино: есть возможность оттолкнуться от образа, вложить в песню его философское понимание жизни. В театре киноактера моими песнями оформлены спектакли “Пигмалион”, “Очень простая история”. Песня, написанная мной для фильма “Еще о войне”, получила несколько призов на кинофестивалях. Сейчас тружусь над песнями для своей картины “Новогодние приключения в июле”, и для эстрады времени остается меньше...
— В октябре отмечалось 70-летие со дня рождения классика белорусского кинематографа Виктора Турова. То, что вы дочь знаменитого режиссера, вам в жизни мешало или помогало?
— Когда приходит на студию новый сотрудник, отец которого — известный режиссер, не попасть под прицел просто невозможно. Тебя начинают рассматривать под увеличительным стеклом: отдохнула ли природа? Приходилось лоб расшибать, доказывая, что я что-то могу и сама. Папа старался свести участие в моей кинематографической судьбе к минимуму. Сначала он вообще отговаривал меня идти в режиссуру и долго не воспринимал всерьез то, что я делаю. Правда, потом мне рассказали, что на самом деле, не показывая этого мне, к моим успехам он относился очень трепетно. Когда вышел первый альбом песен на мои стихи (“Бумажная луна” Лики Ялинской), меня пригласили на радио. И отец сидел у радиоприемника, ловил каждое слово интервью со мной, а потом сказал: “Ну, слава Богу, дочь у меня не дура!”. Позже, на “Славянском базаре”, к нему подходит журналистка и задает вопрос: “Вы — отец Елены Туровой?”. Он сказал: “Ну вот, дожил. Теперь я уже не режиссер Виктор Туров, а отец Елены Туровой.”. В своем творчестве мы с отцом очень разные, хотя мне очень нравятся его “Полесские хроники”, ранние работы “Через кладбище”, “Я родом из детства”. Отец снимал глубоко патриотическое кино. Я тоже патриот, но — как бы это объяснить? — не принципиальный, а по внутреннему ощущению. Скорее не по идее, а по душе. Мне просто будет плохо, если я уеду из Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter