Новый Генсек ООН

Совет Безопасности ООН официально избрал министра иностранных дел Южной Кореи Пан Ги Муна (на снимке) на должность Генерального секретаря Организации Объединенных наций. П.Г. Мун набрал 14 из 15 возможных голосов.
Совет Безопасности ООН официально избрал министра иностранных дел Южной Кореи Пан Ги Муна (на снимке) на должность Генерального секретаря Организации Объединенных наций. П.Г. Мун набрал 14 из 15 возможных голосов.
Таким образом, практически гарантировано, что 62-летний южнокорейский политик почти с 40-летним дипломатическим стажем займет главный пост в мировой дипломатии, став преемником ганца Кофи Аннана, полномочия которого истекут 31 декабря. В послужном списке П.Г. Муна — посты заместителя и главы МИДа Южной Кореи при нескольких сменившихся кабинетах, должность посла в США и Австрии, секретаря председателя Генассамблеи ООН и советника президента страны. Он обладает репутацией «мастера компромисса» и не имеет явных недоброжелателей на мировой политической арене.
Южная Корея вела агрессивную кампанию в поддержку П.Г.Муна, с февраля начавшего «предвыборное путешествие» по всему миру. В марте Корея пообещала к 2008 году утроить средства на помощь Африке, доведя их до 100 млн.  долларов. Сеул профинансировал июльский саммит Африканского союза в Гамбии, на котором П.Г.Мун объявил 2006 год годом Африки в Южной Корее. Повезло и Танзании (занимающей место в СБ ООН): побывав там в мае, П.Г.Мун предложил
18 млн. долларов на образовательную программу страны и поддержал проекты строительства дорог и мостов на западе страны. В сентябре южнокорейский президент и П.Г.Мун в составе самой представительной с 1961 года делегации посетили Грецию (также члена СБ ООН). Стороны подписали соглашения о торговле, туризме и морских перевозках. Дешевле всего обошлась «дружба» с Перу: в августе было  подписано соглашение о сотрудничестве, и Культурному центру инков подарили рояль. П.Г.Мун принял участие и в открытии Корейского культурного центра в Буэнос-Айресе. Щедрость Сеула сработала. При этом Южная Корея категорически опровергает «домыслы» о том, что использовала международную помощь с целью купить голоса Совета Безопасности.
США, Китай и Россия настаивали на скорейшем урегулировании вопроса о кандидатуре главы ООН. Им противостояли Великобритания и Франция, которые затягивали процедуру избрания, чтобы взять процесс под свой контроль. Британия желала кандидатуру с достаточным влиянием, чтобы напрямую звонить мировым лидерам, а также обладающую сильными управленческими навыками в период, когда репутация ООН в мире девальвируется. Франция настаивала, чтобы кандидат свободно владел французским языком. Против
П.Г. Муна была настроена и Япония, добивающаяся постоянного места в СБ ООН. Однако японские представители  все же приняли его кандидатуру. «Катализатором» послужило ядерное испытание в Северной Корее. КНДР вполне могла увязать этот шаг (помимо дня рождения вождя) с заседанием СБ ООН, на котором окончательно определялась кандидатура Генерального секретаря. Японцы незамедлительно создали кризисную группу, а Сеул повысил уровень боеготовности армии. Вопрос КНДР рассматривался СБ ООН сразу после «оргзаседания».
Новому Генеральному секретарю понадобятся большие профессиональные и организаторские способности, чтобы соответствовать современным задачам ООН. Среди них – реформа организации, которая началась при К. Аннане и с которой он в итоге так и не справился. (Еще в марте профсоюз сотрудников ООН подавляющим большинством голосов выразил ему вотум недоверия в ответ на инициативу по оптимизации. В частности, он предлагал перевести на внештатную основу тысячи рабочих мест из служб перевода, печати и публикаций, медицинского страхования и технической поддержки. Это должно было сделать ООН менее бюрократичной и при этом более гибкой и эффективной.) П.Г. Мун также не скрывает своих первых шагов: реформу ООН он намерен начать с собственного офиса и готов сократить бюрократическую машину при повышении ее эффективности.
Однако проблемы, стоящие перед ООН, намного серьезнее. Многие признают, что организация находится сейчас в глубоком кризисе, а ее влияние на мировую политику уменьшается. Последние годы показали, что реальных механизмов для влияния на проблемные регионы и предотвращения вооруженных конфликтов у ООН явно недостаточно. Кроме того, процессы глобализации вынуждают многие страны третьего мира искать новые рычаги влияния на систему международной политики. Но до сих пор не решены вопросы статуса некоторых членов СБ ООН.
Новый глава ООН должен возродить былой авторитет организации в заметно осложнившейся геополитической обстановке. При этом недопустимо явное отстаивание интересов собственной страны в ущерб принципам многосторонней дипломатии. Требуется добиться, чтобы организация соответствовала вызовам XXI века. А главное – уделить большее внимание полноценному диалогу между цивилизациями и восстановить взаимное доверие между самими странами — участницами ООН.
 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter