Новый формат отношений

Государство и частный бизнес Беларуси учатся партнерству

Государство и частный бизнес Беларуси учатся партнерству

Первые четыре месяца года показали определенное оживление в промышленности и строительстве Беларуси, есть положительное сальдо во внешней торговле. В целом в первом полугодии вполне можно рассчитывать на прирост ВВП на уровне прогнозных параметров 1,1–1,3 процента. Правда, чтобы сохранить плюсовую тенденцию, нужен приток иностранных и частных национальных инвестиций. Процесс этот непростой и небыстрый. Все страны заинтересованы в привлечении денег, борьба идет за каждый инвестиционный доллар.

Деньги же, как правило, идут туда, где развита социальная инфраструктура, транспортные, энергетические и прочие коммуникации. Использовать на эти цели только бюджетные средства – дорого и не всегда под силу государству. Республиканский бюджет может потянуть максимум 30 процентов инфраструктурных проектов, остальное надо отдавать бизнесу, считает министр экономики Беларуси Николай Снопков.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) открывает правительствам многих стран доступ к альтернативным частным источникам капитала, который может быть направлен на реализацию самых разных проектов – строительство и реконструкцию дорог, больниц, школ и дошкольных учреждений, бассейнов, систем водоснабжения, объектов для переработки мусора.

Яркий пример такого партнерства во Франции – клинический центр «Сюд Франсильен». Общая стоимость контракта 315 миллионов евро, что стало одной из самых крупных сделок подобного рода. Площадь центра – приблизительно 110 тысяч квадратных метров, что эквивалентно площади 15 футбольных полей. Проект рассчитан на тридцать лет от начала коммерческого использования.

В целом объем заключенных в рамках такого партнерства сделок в ЕС за последние десятилетия составляет 260 миллиардов евро. Преимущества такого сотрудничества очевидны. Финансирование необходимой инфраструктуры за счет средств частного сектора снижает нагрузку на госбюджет. Частный сектор должен более оперативно реагировать на запросы потребителей, он заинтересован в получении прибыли и пытается достичь ускоренной реализации даже крупных проектов.  Например, на Филиппинах проекты в области энергетики позволили ввести в эксплуатацию мощности на тысячи киловатт всего за полтора года.

Для Беларуси государственно-частное партнерство – явление относительно новое. Государство с интересом присматривается к опыту других. Так, в Минске провели первый конгресс по вопросам  такого партнерства. Ведущие зарубежные эксперты делились предложениями и рекомендациями по совершенствованию политики в данной сфере. В преддверии форума в белорусской столице открылся Центр государственно-частного партнерства для организации и координирования сотрудничества министерств, частного бизнеса, ученых, банковского и финансового секторов. По сути, это стартовая площадка для запуска конкретных проектов на принципах ГЧП. В центре будет разработан Национальный инфраструктурный план, в который войдут объекты, требующие привлечения частного капитала. «Сейчас самое главное – определить потребности Беларуси в части инфраструктуры и выделить те направления ГЧП, которые наиболее востребованы для вашей страны, – считает управляющий директор швейцарской компании Marti Invest AG Тураж Этезади. – Надеюсь, в ближайшие годы несколько первых проектов будут успешно реализованы».

К слову, в Европейском союзе больше половины проектов государственно-частного партнерства охватывает социальную сферу: здравоохранение, образование, соцобслуживание.

Для Беларуси это направление также актуально. В Минске дефицит мест в дошкольных учреждениях. Помочь может широкое развитие частного сегмента в этой сфере, открытие семейных детских садов. По мнению профессора экономического факультета Белгосуниверситета Бориса Паньшина, главный вопрос здесь – создание законодательной базы, закрепляющей взаимные обязательства государства и бизнеса, гарантия их исполнения в течение длительного срока. Нужна не только общая юридическая подготовка всех участников партнерства, но и акцент на местное самоуправление, создание экспертного сообщества для обсуждения так называемых «долгих» проектов,  формирование механизма госгарантий частных инвестиций, отсутствие которых может перечеркнуть любой интерес частного инвестора.

Уже в июне проект закона о государственно-частном партнерстве планируется внести в белорусский парламент. А в июле делегация из Минска направится в Швейцарию для ознакомления с успешными проектами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter