Как расширились полномочия Конституционного Суда согласно обновленному Основному Закону

Новый этап развития законности

Арбитражная функция, возможность прямого обращения граждан, вынесение решений по запросу судов: как расширились полномочия Конституционного Суда согласно обновленному Основному Закону

Вот уже год, как Беларусь живет по обновленной Конституции, изменения и дополнения в которую были приняты на всенародном референдуме и вступили в силу 15 марта. Это документ, который имеет высшую юридическую силу и регулирует общественные отношения, а следование его положениям обязательно для всех государственных органов и должностных лиц, организаций и граждан. Все законы, которые принимаются в стране, должны соответствовать Конституции и обеспечивать наиболее полную реализацию ее положений. Для контроля за этим существуют эффективные правовые механизмы судебной защиты, важнейшим из которых является конституционный контроль. Проводить его — задача Конституционного Суда. Об изменениях, которые повлекло обновление Основного Закона, «Р» рассказал Тадеуш Воронович, судья Конституционного Суда Республики Беларусь.

Тадеуш Воронович.
Фото предоставлено КС

Квалифицированное толкование

Конституционный Суд, как и прежде, контролирует конституционность нормативных правовых актов, принимаемых в государстве, для защиты гарантированных прав и свобод человека и гражданина. В то же время его полномочия существенно расширились.

— Конституционный Суд наделен правом толкования Конституции, ранее принадлежавшим Парламенту. Это обусловлено особой юридической природой конституционного правосудия, а также наличием у Конституционного Суда почти тридцатилетнего опыта деятельности и необходимого профессионального потенциала, позволяющих раскрывать сущностное содержание конституционных положений в их системной взаимосвязи, — считает Тадеуш Воронович. — Конституционный Суд наделен полномочием вести предварительный конституционный контроль, то есть давать заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, соответствии Конституции законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом, вопросов, вносимых на республиканский референдум, а также не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь.

Следует отметить, что Конституционный Суд и прежде вел обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания до подписания их Президентом. С 2008 по 2022 год им принято 1026 решений, в которых обращалось внимание законодателя на необходимость реализации в законодательных актах принципов и норм Конституции, создания действенных правовых механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В случае выявления в некоторых законах дефектов правового регулирования, обусловленных наличием пробелов и правовой неопределенности, законодателю предлагалось устранить их путем дальнейшего совершенствования законодательного регулирования общественных отношений.

При этом предварительный контроль конституционности законов не лишает уполномоченных субъектов права инициировать их проверку после вступления в силу. В соответствии с обновленной Конституцией последующий контроль осуществляется в отношении законов, указов Президента, постановлений Совета Министров и нормативных правовых актов других государственных органов.

— Закрепление полномочия Конституционного Суда по осуществлению по предложению Президента предварительного контроля конституционности законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом означает переход к факультативному предварительному контролю конституционности законов, то есть к рассмотрению Конституционным Судом таких дел только по инициативе Президента. Представляется, что такое уточнение полномочий Конституционного Суда обусловлено необходимостью проверки конституционности законов с учетом их актуальности и общественной значимости: в первую очередь законов, относящихся к конституционному законодательству, а также в связи с существенным расширением компетенции Конституционного Суда, — отмечает судья.

Прямой контакт

Обновленная Конституция закрепила право граждан обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушения, по их мнению, конституционных прав и свобод законами, примененными в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.

— Конституционная жалоба обес­печивает прямой доступ граждан к конституционному правосудию, дает возможность исключить искажение конституционно-правового смысла норм закона при применении в конкретном судебном деле, расширяет гарантии защиты прав и свобод граждан. Решение Конституционного Суда о неконституционности закона повлечет пересмотр судами общей юрисдикции судебного постановления в отношении гражданина, обратившегося в Конституционный Суд, в предусмотренных законом случаях, — подчеркивает Тадеуш Воронович.

Конституционный Суд сейчас также уполномочен выносить решения по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел. По мнению опытного юриста, разрешение Конституционным Судом запросов судов является существенной правовой гарантией обеспечения конституционной законности в сфере правоприменения, поскольку позволит судам общей юрисдикции устранить возникшие сомнения в конституционности нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении ими конкретных дел, до принятия по делам решений. Это существенно уменьшит риски неконституционного правоприменения, будет способствовать вынесению законных, обоснованных и справедливых судебных постановлений в целях обеспечения и надлежащей защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В процессе взаимодействия общества и государства могут возникать конституционно-правовые конфликты, для разрешения которых необходимы надлежащие механизмы. В таких случаях Конституционный Суд фактически осуществляет арбитражную функцию.

Для проверки соблюдения конституционных принципов и норм, возможности наступления конституционно-правовой ответственности Конституционный Суд в случаях, предусмотренных Основным Законом, дает заключения по предложениям Президиума Всебелорусского народного собрания — о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, по предложению Президента — о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента.

При этом Конституционный Суд оценивает конституционность реализации Парламентом и Президентом предоставленных им полномочий, а также соблюдение ими конституционного принципа разделения властей.

Конституционный Суд по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания также дает заключения о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

— Указанное полномочие Конституционного Суда обусловлено необходимостью обеспечить соблюдение конституционных принципов и норм при проведении выборов и референдумов, а также гарантировать избирательные права граждан, — отмечает судья. — Таким образом, Конституционный Суд, разрешая дела, связанные с компетенцией государственных органов, проведением выборов, становится фактически арбитром между различными ветвями власти, обеспечивает верховенство Конституции в деятельности государственных органов, гарантирует защиту основ конституционного строя, прав и свобод граждан.

Независимость и самостоятельность

Обновленной Конституцией предусмотрено приведение законов, указов и распоряжений Президента в соответствие с ее положениями в течение двух лет после вступления в силу изменений и дополнений, а в течение одного года — принятие Закона, определяющего компетенцию, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания.

Закон «О Всебелорусском народном собрании», определяющий правовой статус, компетенцию, порядок формирования Всебелорусского народного собрания, принципы и организационные основы его деятельности, а также права и обязанности делегата Всебелорусского народного собрания, принят 7 февраля 2023 года.

— Этот закон предусматривает в том числе, что делегатами Всебелорусского народного собрания от судебной власти являются Председатель, заместитель и судьи Конституционного Суда, — отмечает Тадеуш Воронович. — К исключительной компетенции ВНС отнесено избрание Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда и освобождение их от должности по основаниям, предусмотренным законом. Президиуму ВНС предоставлено право обращаться в Конституционный суд с предложением о даче заключения о толковании Конституции, о соответствии Конституции законов, указов Президента, постановлений Правительства, нормативных правовых актов других государственных органов, о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики национального собрания и по другим вопросам, находящимся в их компетенции.

Приведенные правовые нормы направлены на укрепление независимости и самостоятельности Конституционного Суда в системе государственных органов, на повышение эффективности конституционного контроля в обеспечении верховенства Конституции и защиты основ конституционного строя, утверждении законности и правопорядка.

Палатой представителей Национального собрания принят в первом чтении проект закона «Об изменении законов по вопросам конституционного судопроизводства». Он предусматривает приведение в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Закона «О конституционном судопроизводстве» путем изложения в новой редакции, а также внесение в ряд кодексов и Закон «Об исполнительном производстве» изменений, направленных на урегулирование вопросов, связанных с конституционным судопроизводством. Новая редакция Закона «О конституционном судопроизводстве» определяет порядок обращения в Конституционный Суд, рассмотрения и разрешения им дел, принятия заключений и решений при реализации полномочий, предусмотренных обновленной Конституцией и Кодексом о судоустройстве и статусе судей.

По мнению судьи, принятие обновленного законодательства в сфере конституционного судопроизводства создает правовую основу, позволяющую Конституционному Суду в полном объеме приступить к осуществлению своих полномочий, и знаменует новый этап развития конституционного контроля в Беларуси — эффективного и системного, гарантирующего надежную защиту конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter