Новый друг лучше старых двух

Белорусский рынок автомобилей «в упаковке» быстро растет

Белорусский рынок автомобилей «в упаковке» стремительно растет

Машина в нашей стране уже давно превратилась из роскоши в средство передвижения. А традиция его обновления стала чем-то наподобие покупки новой дубленки. Коррективы в «график» вносят разве что разного рода экономические коллизии. Стрессом для многих автолюбителей в свое время стало известие о повышении таможенных пошлин на авто. Тогда водители, не жалея сил и средств, старались обзавестись «ласточкой» поновее. Позже к взлетевшей в цене растаможке прибавились кризис 2011-го, вступление России в ВТО. В результате покупательская активность белорусских автолюбителей заметно уменьшилась. Но, судя по наблюдениям экспертов, ненадолго…

Как по вам сделано

В прошлом году все автодилеры суммарно продали порядка 14 тыс. новых авто, в то время как в 2011-м — 16,4 тыс. Самые скромные планы на год нынешний — 22—23 тыс., самые оптимистичные — достичь уровня продаж 2008-го, когда продали более 25 тыс. автомобилей. Данные прошедших месяцев ожидания подтверждают. Так, по данным Автомобильной ассоциации «БАА», рост рынка за первое полугодие составил более 50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Совсем иные цифры называют в автомобильном холдинге «Атлант-М»: продажи дилерских организаций, входящих в эту крупную компанию, за семь месяцев увеличились на 79 %. И это в то время, как во всем мире наблюдается совершенно противоположная тенденция.

Похоже, настала пора менять «поизносившиеся» машины. Ведь не секрет, что большая часть отечественного личного автопарка представлена бэушными авто, пригнанными из Европы минимум два года назад. Видимо, хозяева их «заездили», но купить другое транспортное средство с пробегом и с характеристиками чуть получше для большинства уже дорого. Да и не всегда найдешь то, что нужно: на авторынке размеры предложения тоже уменьшились. Пригнать же, как прежде, машину из-за границы не представляется возможным — резко выросшие ввозные пошлины сделали для среднестатистического белоруса этот проект неподъемным. Не проще ли, раз возникла такая необходимость, доложить денег и купить новую?

«Белорусы начали отходить от кризиса — купюр в кошельках стало побольше, да и полутора лет хватило, чтобы осмотреться и привыкнуть к новой обстановке. Кроме того, по моему мнению, прослеживается определенный пятилетний период замены автомобиля. Вспомните, какой пик продаж был в 2008 году, — скоро должен случиться почти такой же», — делится наблюдениями генеральный директор Автомобильной ассоциации «БАА» Людмила Шабанова. По ее словам, в последнее время автодилеры не ленятся искать возможности, чтобы увеличить число продаж: проводят специальные акции, реализуют совместно с банками привлекательные кредитные программы, предлагают заманчивые гарантийные условия. В свое время, после отмены Указа № 546, когда понятие «льготы по НДС» перестало существовать, а стоимость авто в автоцентрах увеличилась на 20 %, дилеры приложили немало усилий, чтобы сгладить скачок цен. «Поэтому в 2013 году их прибыль минимизирована, как никогда», — отмечает представитель БАА.

Иномарки «Made in Russia»

Что ж, похоже, забота о среднестатистическом клиенте начинает приносить свои дивиденды. Белорусы по-прежнему в основном покупают автомобили малого и среднего класса, но только в больших количествах. Кстати, сегмент малолитражек растет куда быстрее, чем дорогих полноразмерных авто. Но и на них всегда найдется свой клиент. Среди лидеров рынка значатся «Volkswagen» («Polo Sedan»), «Renault» («Sanderо» и «Logan»), «Кia» («Rio»). Стоит отметить, что последняя марка за три года вошла в тройку лидеров с показателем 12,7 % в общем объеме рынка новых авто. Лидирует она и в сегменте полноприводных автомобилей, занимающих 32 % в структуре рынка. С 2011-го по 2013 год доля корейских машин, продаваемых в холдинге «Атлант-М» (на него приходится треть всех дилерских продаж в стране), увеличилась с 19 до 33 % — на 60 % больше, чем в прошлом году, и в 2 раза больше, чем в 2011-м. Немаловажную роль в этом сыграла и пятилетняя гарантия при покупке. Всего начиная с 2006 года белорусы купили порядка 10 тыс. новых авто этой марки. С открытием же нового дилерского центра ожидается, что продажи корейской техники подрастут еще. «В Беларуси все чаще продаются автомобили «родом» из России, произведенные на построенных иностранными компаниями заводах. Такая техника не облагается таможенными пошлинами в странах Таможенного союза и стоит в пределах $ 12—17 тыс., — рассказывает помощник генерального директора холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров. — Вместе с тем уже сейчас не найти аналогов зарубежной сборки того же «Volkswagen-Polo» и «Sedan», «Кia-Rio».

По словам представителя БАА Людмилы Шабановой, сейчас половина новых авто собраны в России. На нарекания относительно качества специалист замечает: «Известная марка заботится о своей репутации — требования к качеству будут везде одинаковы».

За неимением альтернативы из-за рубежа из-за ценового фактора белорусам может вполне прийтись по духу и техника, сделанная в соседнем государстве. Тем более что эксперты напоминают: все еще на продажи влияет отложенный спрос. «Потенциальный рынок продаж новых автомобилей в Беларуси составляет 50—60 тыс. ежегодно», — констатирует Людмила Шабанова.

Отечественные производители, видимо, тоже рассчитывают внести свой вклад в рост потенциального предложения. Так, в 2011 году в Борисове появилось белорусско-китайское предприятие «Белджи», а в нынешнем году первые сотни авто под маркой «Geely» сошли с конвейера. В планах же до конца года значится 700 машин. До 2015-го планируется, что завод выйдет на мощность в 60 тыс. штук в год, а в 2015—2016-м — удвоит производство. Планы весьма амбициозные. Но насколько они окажутся жизнеспособными?

«На каждую модель есть покупатель», — считает Людмила Шабанова. Вместе с тем эксперт указывает, что претворение планов в жизнь будет во многом зависеть от стратегии производителей и их товаропроводящей сети, качества автомобилей, возможностей обслуживания. Сегодня никто не будет стоять у ворот, как в СССР, и ждать заветных ключей. Потребителя надо заинтересовать, предложить ему более привлекательные условия сотрудничества, чем у конкурентов, иначе произведенная техника так и останется на складах. . Навязывание административным методом, как показала практика, дело неблагодарное и неперспективное. На одном патриотизме далеко не уедешь. Нужны еще, как минимум, надежные четыре колеса и хорошая высокотехнологичная «начинка».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter