Новый балет «Пер Гюнт»: без пуантов, но в масках

Сегодня в Большом театре состоялся генеральный прогон долгожданного балета «Пер Гюнт» в постановке молодого белорусского хореографа Сергея Микеля. Работа над премьерой прерывалась несколько раз из-за пандемии – артисты то уходили в краткосрочный отпуск, то на карантин, затем вновь возобновляли репетиции. В планах театра было представить спектакль в июне на ежегодном фесте «Балетное лето в Большом». Увы, форум отменили, а премьеру отложили до сентября. Но сегодня спектакль, наконец, собрали и представили худсовету. Из новаторских нюансов – танцовщики балета выступали в медицинских масках, а часть оркестра – струнные – играли в зале, чтобы соблюсти все меры предосторожности.   




Итак, Сергей Микель - один из любимых учеников легендарного Валентина Елизарьева вырос и предъявил миру свою дебютную работу на сцене Большого в качестве балетмейстера. Написанная 145 лет назад пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена о молодом повесе, который покинул дом и любимую ради приключений и странствий, отчего-то взволновала в наше время многих крупных художников. Кроме балетных богов Ноймайера и Клюга, к ней возвращаются и драматические режиссеры. Так, Марк Захаров пару лет назад ставил «Пер Гюнта» в «Ленкоме», и в театре Вахтангова Юрий Бутусов вот-вот выпустил в свет свою трактовку ибсеновского героя. Режиссер и хореограф Сергей Микель видит актуальность пьесы в злободневности сюжета:

- В эпоху безграничных возможностей все чаще и чаще человек ищет себя настоящего в этом мире…





С чем тут поспоришь?.. Из двух музыкальных версий «Пер Гюнта», между Шнитке и Григом, наш Сергей Микель выбрал чистую как роса, романтичную классику - музыку Эдварда Грига. Дирижер-постановщик Александр Анисимов практически подготовил партитуру. Кроме известных мелодий, например, «В пещере Горного короля», в спектакле звучит совершенно новая яркая музыка.




В роли Пер Гюнта занят премьер театра – француз Эвен Капитен, постигавший балетное мастерство в Беларуси и солирующий в нашем Большом уже четвертый сезон. Он танцевал Вронского в «Анне Карениной», Зигфрида в «Лебедином озере» и Хозе в «Кармен-сюите». Занятно, что по сюжету папаша Пер Гюнта был как раз капитаном – точное совпадение с фамилией солиста (!) И здесь, разумеется, просится улыбчивый смайлик: вовсе не любопытные параллели в фамилиях стали причиной тому, что хореограф назначил на главную роль Эвена:

- По внешним своим данным Капитен вписывается в эту партию идеально. У него больше, чем у других исполнителей этой роли просматривается такая естественная наивность. И она органично сочетается с самовлюбленностью персонажа, - говорит режиссер Микель.






- О нет, я не такой гордый, как Пер Гюнт, - смеется Эвен. Мы застали его врасплох в гримерной в перерыве между двумя действиями. Что характерно, француз танцевал сегодня без маски, был прыгуч и могуч, револьтады и туры в воздухе крутил головокружительные, в дуэте с возлюбленной (Сольвейг - Людмила Уланцева) проявлял нежность и терпение, а с мамой (Озе – Ирина Еромкина) – покорность.




Для тех, кто со «сказкой» Ибсена знаком, спектакль станет приятной колыбельной, без всполохов – картины странствий Пер Гюнта неспешно сменяют друг друга под звуки божественного Грига: в поселке Хэгстад все так же весело дают гапака, как и двести лет назад, в корпорации горного короля правят, судя по антуражу, сетевые тролли, в пустыне бедуины по-прежнему пытаются снять с путника красивую рубашку. Почти все персонажи – земные, танцуют на полупальцах без пуантов, кроме сумасшедших и свиты Пуговичника (о, эта скользящая пластика Такатоши Мачиямы). Его свита Кривых и их ломанные линии – одна из самых ярких вспышек постановки. Для незнакомых с классическим норвежским сюжетом балет будет понятным тем более: режиссер Микель об этом беспокоится. Если мама на сыночка злится, она ему машет кулачком и грозит пальчиком – как еще можно выразить свое негодование?..



Смелой эклектикой будем считать присутствие на балетной сцене вокального ансамбля - солисты оперы в самых красивых костюмах, сочиненных к спектаклю Любовью Сидельниковой, опять же, помогают как можно лучше раскрываться танцу. Вот вы представляете балет «Пер Гюнт» без песни Сольвейг? То-то и оно.

Спешим сообщить любителям белорусского балета, что художественный совет принял дебютную постановку Сергея Микеля на ура. А это значит, что премьере быть. Первые показы спектакля состоятся 8 и 9 сентября.





СПРАВКА:

Сергей Микель (с 2017 года – балетмейстер-постановщик Музыкального театра) – выпускник Витебского государственного колледжа культуры и искусств. В Академии музыки в 2017-м он окончил класс профессора В.Н. Елизарьева как балетмейстер, а затем – магистратуру по специальности «музыкальное искусство». В Музыкальном театре он поставил балеты «Вишневый сад» (спектакль получил Национальную театральную премию-2018 в номинациях «Лучшая работа постановщика», и «Лучший спектакль балета»), «Титаник» и «Джеймс и Персик-великан».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter