Новые высоты "низкого" жанра

Лето, как все хорошее, заканчивается быстро - пора готовиться к зиме.
Лето, как все хорошее, заканчивается быстро - пора готовиться к зиме. Cекретами хрустящих соленых огурцов делиться не буду: не владею темой.

Но, согласитесь, услада осенне-зимних вечеров не только сытный ужин с летними припасами из заветных баночек, но и хорошая книга. Век теплых и длинных деньков недолог. А чтобы на полочке к зиме было тесно, между закатками и солением прогуляйтесь и по книжным магазинам... Тем более что издатели в этом сезоне постарались на славу.

Десяток лет назад на пике популярности был такой литературный жанр, как "фэнтази". Сейчас рекорды всенародной любви за детективами. Спрос спровоцировал фантастическое предложение на любой вкус - брутальные, милицейские, женские, исторические и мистические детективы. Я тоже люблю детективы и готова поделиться опытом, где и что искать.

Своего рода литературной интригой двух последних лет стал цикл стилизованных детективов Б.Акунина - начиная со шпионского "Турецкого гамбита". Пока трудно сказать, насколько "вкусной" будет следующая серия блестящего стилиста и переводчика Г.Чхартишвили с его анархическим псевдонимом. В ней книги объединены одной героиней - монахиней Пелагией. Но два последних романа - "Любовник смерти" и "Любовница смерти" - о г-не Фандорине подтверждение: нельзя бесконечно эксплуатировать одну, даже самую удачную, тему. Б.Акунина не зря зовут Биллом Гейтсом российской литературы - его собрат по перу Леонид Юзефович куда как раньше приступил к публикации серии исторических детективов об Иване Путилине. Но в схватке за внимание читателей победил Б.Акунин. А его пример по "дописыванию" чеховской "Чайки" заразил коллег по коммерческому перу: так, некто Федор Михайлов переписал книгу г-на Достоевского "Идиот" и перенес действие и героев в наши дни. Та же участь постигла и "Анну Каренину" под пером г-на Льва Николаева... Все эти эскапады имеют тот же плюс, что и экранизация книжной классики: будят интерес масс к оригинальной литературе.

Так, после насквозь пронизанных аллюзиями бакунинских детективов, навеянных влиянием переводимых Г.Чхартишвили японских и английских авторов, массовый читатель заинтересовался литературой японской. А здесь и питерское издательство "Амфора" со своей серией "Новый век" подоспело: "Охота на овец" Харуки Мураками - это изысканный постмодернизм со всеми признаками классического детектива.

Новое предложение издателей - "китайские" детективы о судье Ди пера Роберта ван Гулика. Голландский дипломат, много лет проживший в Пекине, в своем творчестве весьма обстоятельно использовал факты из истории китайской средневековой криминалистики. Кстати, в издательстве "Иностранная литература" все тот же Б.Акунин редактирует серию "Лекарство против скуки". Туда тоже вошли истории о судье Ди и детективы других зарубежных авторов - рекомендую.

Ну а те, кто относится к детективам с иронией, могут ликовать: некто Хольм ван Зайчик посредством издательства "Азбука" разразился "циклом романов" с подзаголовком "Плохих людей нет, или Евразийская симфония". Первый - "Дело жадного варвара" - одновременно и детектив, и пародия на ван Гулика, и, кроме того, литературная версия известного анекдота о том, как мирный советский трактор пахал вблизи российско-китайской границы...

Но обаяние пародий писателя, спрятавшегося за псевдонимом ван Зайчик (упорные слухи, что это Рыбаков-младший), померкнет, если в руки вам попадут романы француза Жака Рубо "Прекрасная Гортензия" и "Похищение Гортензии". Порадовало издательство "Аграф": Жак Рубо - это тонкий стилист, чьи блистательные фабулы выстроены на литературной игре и сочетании пародий. Это детективы и философские эссе одновременно.

Одним словом, детективный жанр как часть литературы и авторы не плетутся за вкусом массового читателя, а открывают перед ним новые горизонты возможностей "низкого" жанра. Это радует, потому что в книжные сети попадают новые и новые поклонники, способные со временем стать и настоящими гурманами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter