Что нам дает Болонский процесс?

Новые возможности процесса

Что нам дает Болонский процесс? Почему одни его горячо приветствуют, а другие относятся с недоверием? Этот недавний вопрос студентки 3–го курса филологического факультета БГУ Полины Иванцовой Владимир Наумович, доцент БГУ, кандидат филологических наук, разработчик курса «Университетоведение», автор уникальной книги «Университет — феномен цивилизации», слышит последнее время все чаще в разных вариациях. Поэтому с готовностью представил «СБ» свое видение проблемы.

Миссия университета

После распада Римской империи создание университетов в Европе происходило по–разному: спонтанно или организованно, по решению гражданской или церковной власти, королевской волей или в результате миграции студентов и преподавателей из других городов. Если в ХII — ХIII веках университеты еще стремились к открытию нового, то в XV уже становятся хранителями наук, ощущая свою особенную миссию в обществе и государстве. К концу того столетия сформировалась разветвленная сеть европейских университетов. Однако их не удавалось обеспечивать в достаточной степени необходимым научным оборудованием, магистры и их воспитанники снимались с мест и «путешествовали» по городам и весям. Университеты становились своего рода «шумными перекрестками». С другой стороны, с них все и начиналось: города в городах, республики учености, культурные и духовные поселения. Средневековый университет утверждал три вида жизни: телесную, индивидуальную; гражданскую и всеобщую; божественную, или духовную. Первую обеспечивал факультет медицины, за вторую отвечал факультет искусства и права, за третью — теологии. Таким образом, человеческая жизнь управлялась во всех своих проявлениях.

К истории вопроса

Интеграционные процессы охватили сферу высшего образования в 1957 году после создания Европейского экономического сообщества (Римский договор). Через год была подписана Конвенция об академическом признании университетских квалификаций, открывавшая возможность для их обладателя продолжить обучение на следующей ступени образования в университете любой другой страны — участницы Совета Европы. Одновременно остро был поставлен вопрос об ответственности национальных университетов за их вклад в важнейшее дело консолидации континента — подготовку выпускников именно «как европейцев».

Принятию Болонской декларации предшествовало серьезное обсуждение проблем высшей школы как фактора, определяющего будущее человечества. 18 сентября 1988 года была принята Всеобщая хартия университетов в Болонском университете на съезде европейских ректоров. Спустя десять лет на торжествах по случаю юбилея Парижского университета была подписана Сорбоннская декларация «О гармонизации европейской архитектуры высшего образования», созданы европейские ассоциации университетов, ректоров, студентов. До этого была еще Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования, прошли конференции в Берлине и Лювене, Лондоне и Вене, Будапеште и Бухаресте, разработан ряд коммюнике под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО. Так постепенно вырабатывалось общее кредо европейских вузов. И 19 июня 1999 года в Болонье министрами образования 29 стран была подписана совместная декларация о создании единой еврозоны высшего образования. Нынешней весной Беларусь стала одной из участниц Болонского процесса. Напомню его принципы:

создание системы «образования в течение всей жизни» в интегрированной стратегии вузов;

превращение студентов в компетентных активных и равноправных партнеров на всех этапах процесса;

учет социальной ответственности высшего образования;

внедрение двухцикловой системы в практику высшего образования (бакалавр — магистр);

взаимное признание степеней и периодов обучения;

создание национальных агентств по обеспечению качества высшего образования;

внедрение национальных квалификационных рамок;

введение стандартов и рекомендаций по обеспечению качества высшего образования;

обеспечение качества на институциональном, национальном и европейском уровнях;

разработка рамок квалификаций европейского пространства высшего образования;

внедрение приложения к диплому (Diploma Suplement);

связь образования и научных исследований.

Как видите, Болонская система ясная, открытая и разнообразная. Она не направлена на «вымывание», утечку мозгов и их использование ни в интересах крупных олигархических корпораций, ни для того, чтобы завоевать умы и сердца молодежи. Наоборот, стержнем здесь является патриотическое воспитание студентов. Это значит: запастись всем лучшим, что есть в Европе, и вернуться на родину, чтобы поднять ее величие. В университет каждый стремится по зову собственного сердца. Но приходит время, и каждый из нас слышит зов родного дома, любимой страны.

На самом деле Болонский процесс направлен на сближение, а не на стандартизацию и унификацию высшего образования в Европе. Непреложными остаются принципы академических свобод, участия учащихся в делах учебного заведения, а также выборность ректоров. Отношения студентов и преподавателей — партнерские, они вместе договариваются, чему учить и как. Курсы выбирают сами студенты. Знания «переплавляются» в определенные общеобразовательные кредиты, с которыми можно продолжать обучение в любом вузе. Причем всячески поддерживается мобильность не только студентов, но и преподавателей, научных работников. «Образование: сокрытое сокровище», — гласит один из основных постулатов ЮНЕСКО.

В Средние века учебные занятия в университетах приравнивались к рыцарским турнирам — это были своего рода интеллектуальные сражения, когда юный рыцарь «атаковал» своих мудрых профессоров. Сегодня время нам тоже бросает вызов — участие в Болонском процессе придаст студентам новые силы, расширит их возможности в получении самых передовых современных знаний, а значит, и страну сделает богаче и крепче.

Советская Белоруссия № 212 (24842). Вторник, 3 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter