Наблюдается интенсивный ренессанс жанра новогодней комедии

Новые варвары

Не нужно быть Хакамадой, чтобы увидеть: наблюдается интенсивный ренессанс жанра новогодней комедии. Сегодня, например, выходит в прокат первая караоке-комедия “Самый лучший день” режиссера Жоры Крыжовникова, взорвавшего до этого прокат комедиями “Горько!” и “Горько-2”. Накануне прокатывалась комедия Василия Сигарева “Страна Оз”, участвовавшая в Минском международном кинофестивале “Лістапад”, где актриса Яна Троянова получила приз за лучшую женскую роль. 1 января готовится взять кассу комедийная лента “Страна чудес”, над которой трудился неутомимый “Квартет И”.


Героиня Яны Трояновой даже не догадывалась, что рабочая смена в новогоднюю ночь подарит ей невероятные встречи и приключения.

За каждым из этих проектов стоят большие деньги, непомерные амбиции, железная воля. Шутка ли тягаться в сетке кинопроката с очередными “Звездными войнами”, новой лентой Стивена Спилберга или бесконечным потоком высокопрофессиональной анимации?! Чем же пытаются удивить зрителя?

Новогоднее кино стало заметно жестче. Персонажи “Страны Оз” Сигарева беспрестанно бранятся, пьют горькую и всячески измываются над героиней Яны Трояновой, продавщицей с золотым сердцем. Российская действительность представлена режиссером в утрированном виде. Эстетика черного юмора позволила раскрепоститься и пойти во все тяжкие. Здесь много узнаваемых лиц — звезда театра имени Вахтангова Владимир Симонов, Инна Михайловна Чурикова, Гоша Куценко, купающийся во всем концентрированном безумии происходящего Александр Баширов. Но вряд ли всю эту компанию вы хотели бы видеть у себя за новогодним столом.

Думаю, фильм Сигарева правильнее рассматривать как пародию на новогоднюю комедию. Обычно в этом жанре герои проявляют свои лучшие человеческие качества. Вдруг ни с того ни с сего начинают петь романсы под гитару. Влюбляются или расстаются. Случается какое-то чудо, непредвиденное, но приятное стечение обстоятельств. У героев “Страны Оз”, наоборот, проявляется темная сторона натуры. Вся их внутренняя мерзость выходит наружу.

В этом и заключается ноу-хау Сигарева. Возьмите коробку с петардами, как герой Гоши Куценко, поставьте себе на голову — и посмотрим что будет.

В премьере “Самый лучший день” Жоры Крыжовникова (это псевдоним известного телевизионного режиссера Андрея Першина, работавшего над “Большой разницей” и сериалом “Кухня”) совсем нет снега. Как нет оливье, шампанского, елки и других примет Нового года. Тем не менее продюсеры позиционируют проект именно как новогодний. Продюсирует его Тимур Бекмамбетов, бомбивший несколько лет назад новогодний экран “Елками”.

Действие происходит летом где-то в российской провинции. Непутевый инспектор ДПС Петя Васютин в исполнении Дмитрия Нагиева готовится к свадьбе, но никак не может познакомить свою невесту с матерью, хозяйкой придорожного кафе. Ее играет Инна Чурикова. (Как лихо тонкая и всегда интеллигентная Инна Михайловна вписалась в эту разнузданную и площадную комедию народных комедий Сигарева и Крыжовникова, словно бы продолжая традиции “Ширли-мырли” Владимира Меньшова.) Однако, задержав на дороге поп-звезду Алину в исполнении солистки группы “Серебро” Ольги Серябкиной, Васютин теряет контроль над ситуацией.

Сначала сопровождает Алину в коттедж, потом, попав под чары красотки, напивается, плещется, как ребенок, в бассейне, поет на крыше хит Григория Лепса, который и дал название фильму. Параллельно на экране идут титры со словами песни. Подразумевается, что весь зрительный зал должен в этот момент взяться за руки и начать петь вслед за героем Нагиева. Это ведь не просто комедия, а караокекомедия. Потом будут еще звучать “Зеленоглазое такси”, I will survive Глории Гейнор и, конечно, “Мама Люба” группы “Серебро”.

В основе истории — малоизвестная пьеса Александра Островского “Старый друг лучше новых двух”. Островского угадать можно едва ли. Фильм во многом сумбурен. Когда действие “провисает”, персонажи начинают петь. Не придает сюжету стройности даже присутствие таких звезд, как Михаил Боярский и Елена Яковлева. Каждый играет как умеет. Михаил Сергеевич выдает постаревшего ловеласа, готового в любой момент сбежать от постылой жены. Елена Яковлева совсем непохожа на хозяйку провинциального магазина, она как бы стесняется всего происходящего: всячески переживает за любимую дочь, которую так внезапно бросил Васютин, и в какой-то момент предлагает ей выпить винца. На пристрастие к алкоголю ее героини намекает и Инна Чурикова, но, кроме одного эпизода, никакого подтверждения этих слов нет.

Фильм “Самый лучший день” хочет быть как можно ближе к народу. По сути, это такой же безбашенный балаган, как и фильм “Горько!”, только уже со звездами. В какой-то момент появляется даже Андрей Малахов с программой “Пусть говорят”.

Но характеры и монологи оказались совершенно невыписанными. Все пущено на самотек. Если в “Горько!” это выглядело мило и убедительно, а шероховатости сюжета заполнялись обаянием малоизвестных актеров, то в новом фильме Крыжовникова испытываешь определенную неловкость, когда народный артист России Михаил Боярский по несколько минут присутствует в кадре и не произносит ничего, кроме невнятного мычания. Или хватается за рюмку либо за аппетитную ножку солистки группы “Серебро”.

Действуют тут не герои, а маски, как в комедии дель-арте. Дмитрий Нагиев играет совсем уж непроходимого кретина, плывущего, как щепка, по волнам жизни. Нечто подобное он делал в проекте “Осторожно, модерн!” на заре своей карьеры. Весело ли все это? По-своему.

Может быть, дикий напор, оглушающая музыка, смелый монтаж, варварские выходки героев Сигарева и Крыжовникова как раз то, что нужно зрителю сегодня. Новогодняя комедия не может быть прежней — домашней и интеллигентной. Она отражает существующий хаос. В конце концов, сегодня зритель коллекционирует не цитаты известных людей, а видеоприколы на YouTube и свои селфи. Но если так пойдет и дальше, не останется ни кино, ни театра, а будет одно сплошное караоке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter