Новые страницы истории Беловежской пущи

В начале ХV века в литовских и польских грамотах появились первые письменные упоминания названия “Беловежская пуща”. В результате изучения многочисленных исторических источников установлено, что начало формирования заповедного режима в Беловежской пуще и ее использование в качестве заповедно-охотничьего хозяйства относится к 1409 году. Таким образом, в 2009 году исполняется 600 лет со дня установления заповедного режима на территории Беловежской пущи. О поиске новых исторических сведений рассказывает генеральный директор ГПУ НП “Беловежская пуща” Николай БАМБИЗА.

Королевские охоты
Беловежская пуща является уникальным природным памятником, сохраненным на протяжении столетий благодаря благоприятным климатическим факторам и относительной недоступности. Практически со всех сторон она была окружена труднопроходимыми болотами, которые во время половодий превращались в настоящие озера. Но прежде всего решающее значение для сохранения пущи имел тот факт, что она всегда была вотчиной великих мира сего, местом их охотничьих забав. Первым из властей предержащих, как известно по летописным источникам, в пуще охотился Владимир Мономах. Заботясь о сохранности своих охотничьих угодий, именитые особы налагали устное и письменное табу на посещение пущи, считая земли и леса своими безраздельными владениями. Поэтому благодаря страсти к охоте, которая заложена природой почти в каждом  представителе сильной половины рода человеческого, пущанские сосняки и дубравы не были вырублены. И слава Богу, что королевские и царские охоты не было кому в те далекие времена подвергать критике, хотя количество убитого зверя исчислялось сотнями голов.
Например, как свидетельствует известный историограф Беловежской пущи Г.П.Карцов, князь Ягелло в 1409 году даже заготавливал провиант для стотысячной армии, принимавшей участие в Грюнвальдской битве: “Всю осень и зиму Ягелло, сопровождаемый многочисленным охотничьим отрядом, убивал зверей, солил мясо, коптил его и складывал в бочки. Весною  провиант сплавили Наревой, Западным Бугом и Вислою в Полоцк, где были устроены склады для предстоящего похода”.
Потомки Ягелло, польские короли, также заботились о сохранении охотничьих угодий, чтобы нескучно было проводить время с ружьем в Беловежской пуще. Все знаменитые охоты Августа III  представляли собой грандиозные пышные зрелища. В честь одной из них  был воздвигнут вблизи Беловежского дворца обелиск, который сохранился до наших дней.
В октябре 1860 года в Беловеже (это теперь польская сторона пущи) охотился  на зубров император Александр II. В связи с этим чинились дороги и мосты, сооружались помещения для приема гостей. Приготовления к самой охоте велись еще активнее. Три недели офицеры корпуса лесничих, объездчики, 90 стражников, 120 полесовщиков с осочниками и 2000 крестьян, не выходя из пущи, сгоняли зубров и всю иную дичь в заранее отгороженное лесное пространство.
Охота была устроена согласно местным обычаям, то есть в стремлении доставить государю и иностранным гостям полное развлечение, не заботясь о состоянии угодий... В первый день охоты ружейный огонь не прекращался в течение двух часов. Таким образом, было убито 44 зверя, в том числе 16 зубров. Трофеи самого императора составили 22 зверя: из крупных — 12 зубров и 3 кабана. По возвращении из леса в память охоты этого дня принц Карл Прусский поднес государю костяной резной кубок, который Александр II приказал сохранить в Беловежском царском домике. Во второй день царской охоты было убито 52 зверя, 21 из них — императором России.
Эта охота Александра II, как повествуют исторические источники, привлекла внимание общественности и послужила толчком для возрождения пущи в качестве царских охотничьих угодий. Вместе с тем она привлекла внимание высших чинов к состоянию пущанских лесов и необходимости заботы о диких животных. Предпринятые впоследствии шаги по увеличению зубриного стада, популяции оленей и кабанов способствовали дальнейшему развитию охотничьего хозяйства пущи и сохранению ее как излюбленного уголка сановных охот и развлечений. К приезду царя и его свиты строились и обставлялись мебелью охотничьи резиденции, украшались живописными полотнами, гостям и хозяевам преподносились эксклюзивно выполненные изделия и картины.
(Продолжение следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter