Новые страницы истории Беловежской пущи

(Продолжение. Начало в № 201 и 206.)

Помог случай
В 2003 году в Беловежскую пущу пришло письмо сотрудника Государственного исторического музея “Московский Кремль” Ирины Пармузиной. Она сообщила о том, что Польше по Рижскому договору передано только то имущество, на которое она претендовала. Часть ценностей, принадлежавших русскому царю, осталась в России.
Незадолго до получения этого письма произошла встреча, положившая начало пополнению Музея природы новыми экспонатами — фотографиями царских охот, которые сейчас с большим интересом созерцают многочисленные туристы, посещающие пущу. А предшествовал появлению исторических снимков до банальности простой, даже курьезный случай. Посетили Беловежскую пущу преподаватели Московского университета леса и по доброй русской традиции после проделанной совместно с научными работниками парка работы наши сотрудники пригласили коллег отметить это дело чарочкой пущанской самогонки. Гости постелили на пенек  свою “Московскую охотничью газету” и — вот ирония судьбы! — там были напечатаны фотографии царских охот в Беловежской пуще. Газета сообщала, что эти фотодокументы находятся в Российском Государственном архиве кинофотодокументов в г.Красногорске под Москвой.
В скором времени в Красногорск отправился научный сотрудник Николай Черкас. Но за просмотр снимков руководство архива затребовало деньги, а их копии стоили еще дороже, и мы предложили взамен коллекцию старых фотографий царского и польского периодов, после чего стороны, как говорится, нашли консенсус. Между архивом и национальным парком был заключен договор, по которому состоялся обмен фотографиями. В процессе работы с красногорским архивом было проведено несколько фотовыставок. В результате и был разработан фонд по Беловежской пуще.
Сама же история появления снимков в Красногорске почти детективна. Один из старых работников советского КГБ, собирая всякий бумажный хлам для уничтожения, решил посмотреть, что же он отправляет на утилизацию. Любопытство или профессиональная привычка службиста оказали нам неоценимую услугу: он наткнулся  на фотоальбом и негативы царской семьи, отображающие моменты пребывания царя и его семьи в пуще. На всякий случай человек “при исполнении” отдал фотоальбом в спецхран архива.
Так история Беловежской пущи вернулась к ней в фотодокументах, пройдя долгий путь испытаний, роковых и счастливых случайностей. Кстати сказать, найдена первая фотография, сделанная в Беловежской пуще. На ней запечатлен момент вручения Великому Князю Михаилу Николаевичу еловой ветви организатором охот полковником Андреевским. Первый фотоальбом о природе России, выполненный генералом Вишняковым, был сделан также в Беловежской пуще.

(Окончание следует.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter