Что юные зрители из Глубокого увидели в ТЮЗе вместе с корреспондентом «СГ»

Новые стены, Белоснежка и гномы

БЕЛОРУССКИЙ республиканский театр юного зрителя, отметивший в начале апреля 60-летие, словно родился заново прошлым летом. Завершилась масштабная реконструкция, и вся труппа ТЮЗа наконец вернулась в родные стены по улице Энгельса. Ремонт, на который ушло 229,1 миллиарда рублей из бюджетных средств, длился пять лет, а маленькая сцена ограничивала режиссерские и авторские замыслы. Главное здание радикально не переделывали – все же памятник архитектуры. Но внутри все похорошело: новые мраморные лестницы, изящная отделка, паркет. 


С ШУМНОЙ ватагой ребят, приехавших в столицу из Глубокого, мы ожидаем начала спектакля «Белоснежка и семь гномов». Учатся они в Глубокской художественной школе имени Язепа Дроздовича. В Год культуры педагоги решили познакомить ребят с творчеством своего знаменитого земляка. Школьники уже побывали в Троицком предместье, где посмотрели на памятник Язепу Дроздовичу, увидели его картины в Национальном художественном музее. И как не отдохнуть после экскурсий в театре? Некоторые из ребят, а им всего по 8—12 лет, вообще с этим видом искусства знакомятся впервые. Им, конечно же, не терпится увидеть действо, но пока прозвенит звонок, приглашающий занять свои места в зале, они и педагоги изучают внешнее убранство театра. Ребята то и дело ахают от восхищения.

Но в зале еще интереснее. Гномы с фонариками на головах ходят между рядами, а их необычные имена только запоминай: Разумник, Толстяк, Хитрован, Гарэза, Балбатун, Румза… У каждого свой характер. Бамбиза, например, хороший командир, но плохо разбирается в женщинах. Разумник – самый мудрый, его речь – кладезь цитат мыслителей прошлого. Дабы у юного зрителя не возникало вопросов, почему эти жители волшебного леса с человеческий рост, называют себя «вялікімі гномамі». Автор пьесы Жанна Лашкевич исказить сюжет старой европейской истории не имела права, а вот украсить его узнаваемыми деталями — пожалуйста. По ходу пьесы мы слышим рассуждения и об истории народа, и о войне, и о хаосе, творящемся в королевстве из-за эгоистичной и безнравственной правительницы, которая ради сохранения своей красоты готова пойти на злодеяния. Королева научилась обманывать волшебное зеркало, сотворенное гномами с благими целями, задавать вопросы так, чтобы получать нужные ответы. А то, в свою очередь, выполняет роль шпиона, соглядатая и доносчика, а в финале, не выдержав такой концентрации зла, рассыпается на мелкие кусочки.

 Сцена из спектакля.

В зрительном зале молчание и тишина не приветствуются. Атмосфера здесь совсем не такая, как на «взрослом» спектакле. Ребятам позволено общаться между собой, обмениваться мнениями и даже вступать в диалог с актерами. «Не ешь яблоко, не ешь!» – кричали они, предупреждая доверчивую Белоснежку. Но та, будто завороженная, словно и не слышала зрителей. 

Еще одна фишка спектакля — музыкальность. Поначалу он вообще задумывался как мюзикл, к которому было написано около 20 музыкальных номеров, однако возможности сцены Дома литераторов, на которой приходилось выступать в период ремонта здания, были ограничены. Юный зритель, впрочем, доволен и тем, что увидел. После того как опустился занавес, ребята с удовольствием делятся со мной эмоциями и тем, что они вынесли для себя: «Парочка — Белоснежка и Принц — смотрелась красиво. Такое впечатление, будто попала в сказку!» — восхищается София Шинкевич. «Самым красивым быть необязательно, красота в душе, в том, что ты делаешь», — решает для себя Елизавета Шауро. «Королева очень жестокая, хотела связать Белоснежку в лесу, достать из нее сердце!» — возмущен Саша Никифорович.

 В зрительном зале.

Директор Глубокской школы искусств имени Я. Дроздовича Жанна Балабуева тоже под впечатлением: «Спектакль интересно смотреть даже взрослому, а что уж о детях говорить. Необычные режиссерские находки. Хорошие музыкальное сопровождение, язык. Автор включил в сценарий замечательные белорусские стихи, цитаты мыслителей. К примеру, в конце из уст одного героя прозвучало: хочешь изменить землю, измени себя. Своевременно». 

Между тем «Белоснежку и семь гномов» скоро исключат из проката. Да и старые постановки были адаптированы для маленькой площадки, и для новой сцены с ее техническими возможностями не годятся. Финансово выгоднее их поставить заново, современное прочтение привлечет юную публику. 

Вот и с момента открытия ТЮЗа после реконструкции с успехом прошли премьера спектакля «Синяя птица», «Затюканный апостол», восстановили «Поллианну», которую не давали много лет, под Новый год – «Тайна великого Гудвина», последняя – «Дикая охота короля Стаха». Ближайшая премьера — спектакль «Кошкин дом» — ждет зрителей уже в мае, а в сентябре новая постановка — «Дюймовочка». 

Возможность поучаствовать в обновлении репертуара и найти то, что заставит сердце юного зрителя биться чаще, в театре представилась молодым белорусским драматургам. В прошлом году ТЮЗ проводил конкурс «Новая назва» и 10 его участников прислали 14 пьес, из которых отобрали победителей в трех номинациях по возрастам «5+», «9+», «14+». В течение двух лет по этим произведениям будут поставлены спектакли. Чтобы выполнить это условие, сейчас ТЮЗ объявляет конкурс среди молодых режиссеров, которые и будут работать с этими произведениями.

В СОВЕТСКИЕ времена труппы профессиональных театров много гастролировали. Сегодня об этом можно только мечтать. Выезд в сельскую местность всегда затратен. Расходы не окупают затраты, платежеспособность маленькая, зрителей в глубинке не так много, а нужно как минимум набрать зал из 150—200 человек. Тем не менее ТЮЗ работает с районными властями, турагентствами, постоянно информирует о своих новинках и приглашает посетить новый старый театр.

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter