О выборах в Литве

Новые старые рельсы

В минувшее воскресенье в Литве состоялся первый тур президентских выборов. Действующая глава государства Даля Грибаускайте, занимающая должность второй срок, в гонке участия уже не принимает. На президентское кресло претендовали девять человек, однако основная борьба развернулась между тремя лидерами — бывшим министром финансов Ингридой Шимоните, независимым кандидатом Гитанасом Науседой и действующим премьер-министром Саулюсом Сквернялисом. По предварительным данным, лидерами гонки стали Гитанас Науседа и Ингрида Шимоните, которые проходят во второй тур. Разрыв между ними минимальный, кто в конечном счете станет победителем — пока не очень ясно.


Помимо выборов, литовские граждане также приняли участие в двух референдумах — о двойном гражданстве и сокращении количества депутатов сейма со 141 до 121 человека. Оба референдума обусловлены печальными демографическими реалиями Литвы, переживающей стремительное сокращение численности населения как из-за естественной убыли, так и массовой эмиграции. Среди восточных членов ЕС Литва и Латвия находятся в числе лидеров по убыли населения. Институт двойного гражданства может стать последней ниточкой, связывающей литовских эмигрантов с исторической родиной. Особенно актуальным это становится в свете Brexit: в случае выхода Великобритании из ЕС проживающие там литовцы, численность которых оценивается в 200 000, могут быть вынуждены отказаться от литовского гражданства. Второй референдум также мотивирован сокращением численности населения Литвы, что, по мнению его инициаторов, делает нынешнее количество депутатов парламента избыточным.

Следует отметить, что президент Литвы — должность прежде всего внешнеполитическая, в то время как за внутреннюю политику отвечает преимущественно премьер-министр. Следует ли ожидать каких-то перемен во внешнеполитическом курсе Литвы и есть ли какая-то принципиальная разница между лидерами гонки в этом вопросе?

Внешнеполитический курс Литвы определился с самого момента обретения независимости. Это жесткий евроатлантический курс, предполагающий интеграцию в ЕС и НАТО, которого Вильнюс последовательно придерживается независимо от того, кто находится в кресле президента. Единственным человеком, который попытался частично пересмотреть этот курс за счет улучшения отношений с восточными соседями, был Роландас Паксас, которому, однако, удалось продержаться в президентском кресле очень недолго. Нынешние кандидаты на пост президента Литвы полностью находятся в русле этого евроатлантического консенсуса.

Президентство Дали Грибаускайте стало, пожалуй, наиболее конфронтационным в отношениях с восточными соседями Литвы — Россией и Беларусью, чему немало способствовал украинский кризис. В результате Литва стала одним из главных проводников жесткой линии Запада в отношении Москвы, а также всячески раскручивала тему якобы военной угрозы с востока для стран Балтии. В этой связи нельзя не вспомнить шумную информационную кампанию вокруг российско-белорусских учений «Запад-2017», в которой Вильнюс принял самое деятельное участие.

В экономической сфере Литва при Грибаускайте также активно продвигала инициативы, направленные на разрыв хозяйственных связей с восточными соседями. В частности, речь идет о выходе из энергетического кольца БРЭЛЛ, объединяющего страны Балтии с энергетическими системами России и Беларуси. Это решение полностью отвечает интересам европейских энергетических компаний, особенно скандинавских, активно осваивающих прибалтийский рынок. В отношениях с Беларусью главным камнем преткновения стал вопрос о строящейся в Островце АЭС. Лишившись собственной атомной энергетики, Литва всячески препятствует атомному проекту, осуществляемому Минском.

Возможно, новые лидеры Литвы попытаются хотя бы частично смягчить жесткую линию, проводимую их предшественницей, по крайней мере, в вопросах экономики. Надежды на европейские инвестиции и инфраструктурные проекты в Литве оказались весьма завышенными. В частности, амбициозный проект Rail Baltica, который должен был связать железнодорожную сеть прибалтийских государств с общеевропейской, забуксовал в районе Каунаса, и перспективы его реализации весьма туманны. В то же время транзит из Беларуси остается для Литвы одной из основных статей доходов. Минску и Вильнюсу есть о чем говорить, и политические перемены в Литве могут сделать этот диалог более содержательным.

vs.shimoff@gmail.com

Фото РЕЙТЕР
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter