В эфирах телеканалов ОНТ и «Беларусь 1» рассказали о новых деталях в «деле Белгазпромбанка»

Новые подробности громкого дела

Что стало известно о сомнительной деятельности руководителей Белгазпромбанка?

В этой резонансной истории появились новые детали. На днях их озвучили в эфирах телеканалов ОНТ и «Беларусь 1». Там подробно рассказали о взятках, откатах, фирмах для отмывания денег, офшорных юрисдикциях, выбивании долгов… 

Сейчас по этому делу задержано более 20 человек. Среди них бывший руководитель банка, а также его замы. Им предъявлены обвинения. В частности, в отношении Виктора Бабарико — легализация средств, полученных преступным путем, уклонение от уплаты налогов, повлекшее ущерб в особо крупном размере, дача взятки в крупном размере и ее получение в особо крупном. Фигуранты сотрудничают со следствием. Деятельность одного из крупнейших кредитно‑финансовых учреждений страны анализировалась долгое время, оперативники отправляли запросы в другие государства, чтобы найти подтверждение для выдвинутых версий. Возможности банка позволили его руководству заработать огромные суммы, используя саму организацию, ее учредителей и деньги клиентов.

Схема для незаконной выручки 

В специальном расследовании ОНТ рассказывается, как бывший руководитель банка заставлял брать взятки и передавать откаты. В эфир попали кадры, где его подчиненные признаются в противоправной деятельности. Вот один из эпизодов очной ставки бывшего председателя правления банка Виктора Бабарико и исполняющего обязанности председателя правления Белгазпромбанка Кирилла Бадея. Далее слова Бадея: 

— Я получал наличные денежные средства от представителей компании «ПриватЛизинг», «Правовой диалог» и «Системы обработки информации», от Морозова, Добролета, Харлановича и Геращенко. Указанные юридические лица были клиентами банка длительное время. Общая сумма — порядка 250 000—350 000 долларов в год в эквиваленте. Данные денежные средства я не пересчитывал, передавал Виктору Дмитриевичу. И в этот или на следующий день он меня приглашал и вручал мне конверт, который причитался мне.

А вот диалог Бадея со следователем, в котором фигурант признается, что инициатива передавать деньги принадлежала Виктору Бабарико:

— Последняя сумма, которая была уже весной 2020 года. Виктор Дмитриевич покидал банк. Он поручил самостоятельно передать эти денежные средства другим коллегам. 

— А кому конкретно? 

— Деньги я отдавал Ильясюку, Кузьмичу и Шабану. 

— Эта ваша была инициатива?

— Это была не моя инициатива. Мне ее озвучил Виктор Дмитриевич. Денежные средства передавались, как понимаю, за сотрудничество с указанными компаниями. Между банком и компаниями.

Также в сюжете телеканала ОНТ рассказали и об одном из эпизодов, связанных с компанией «ПриватЛизинг». Начальник отдела следственного управления КГБ Константин Бычек объяснил, в чем заключалась суть ее бизнеса: 

— «ПриватЛизинг» реализовывал населению товары в рассрочку или лизинг и рассчитывался с продавцом за эти товары за счет кредитных ресурсов банка. Таким образом успешность ведения бизнеса напрямую зависела от условий кредитования их банком.

Также Константин Бычек рассказал, что руководством банка, в том числе председателем правления Виктором Бабарико, предпринимателям было поставлено такое условие: 

— За благоприятное решение вопросов о кредитовании их компании на выгодных условиях они должны были предоставлять часть прибыли в виде так называемого отката.

Бывший заместитель Бабарико, Дмитрий Кузьмич, рассказал, в каком процентном соотношении делились полученные подобным путем деньги:

— Изначально распределение озвучивалось на первой встрече. 25 — у Валерия Владимировича Селявко, 25 — у Виктора Дмитриевича Бабарико и по 10 — у остальных.

Информацию об откатах подтвердил и обвиняемый Алексей Задойко, в прошлом первый заместитель председателя правления Белгазпромбанка. Его слова тоже попали в сюжет.

Во время следствия установили, что никакого участия в деятельности «ПриватЛизинга» банкиры не принимали, в этот бизнес не инвестировали, а получение ими части прибыли было обусловлено исключительно принимаемыми ими решениями о кредитовании предприятия на выгодных условиях.

Выбивали долги?

В сюжете телеканала «Беларусь 1» подробно рассказали о кредитах с заоблачными штрафными санкциями, которые выдавал Белгазпромбанк, и о том, как потом их возвращал. Вот один из многих примеров, показанных в эфире. Предприниматель Станислав Михайлов рассказывает свою историю:

— Я три года сражался, ходил в суды, неоднократно получал угрозы со стороны должностных лиц Белгазпромбанка, которые мне указывали на то, что, имея большой административный ресурс в Минске, они меня сметут, не дадут возможности победить в суде. Я не сдавался, обращался в правоохранительные органы. Один из сотрудников Белгазпромбанка на приеме заявил мне, что нужно стоять в стойле ровно, когда тебя стригут.

В сюжете телеканала объяснили, как выглядела схема. Сперва предоставлялся кредит в залог имущества, потом в самый сложный момент — блокирование счета и заморозка строительства. А после — перекредитование под заоблачные штрафные санкции. Например, под основной долг в 2,8 миллиона долларов и проценты 550 тысяч насчитывалась пеня в размере 6,7 миллиона долларов.

В эфире «Беларусь 1» также рассказали, как от имени Белгазпромбанка приходили к предпринимателям за долгами. Соучредитель и директор СООО «ВудВокер» Сергей Щекин из Шумилино вспоминает такой эпизод: 

— Мы привезли документы для разговора, а разговора не было, просто угроза: «Мы вас в асфальт закатаем. Вы нас еще не знаете, кто мы такие». Главный бухгалтер от всего этого умер, классный, хороший специалист. Вот 6 июня он умер. Сумма долга не такая уж большая. Мы могли бы за полгода все закрыть. Но проценты! Я не знаю, наверное, 300 годовых вдруг стало. Нереально такие деньги вернуть, которые стали назначаться. 

zhur@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter