Проект указа Президента об изменениях в ПДД вынесен на общественное обсуждение. Документ вводит уточнения по некоторым статьям и предлагает официально закрепить нововведения по спорным моментам. Несмотря на всю ясность и простоту излагаемых тезисов, они активно обсуждаются в среде автомобилистов, у которых есть мнения как «за», так и «против». Разберем наиболее существенное — так ли все плохо, как может показаться на первый взгляд.
Самое главное недовольство автолюбителей вызывает пункт, дающий право сотруднику ГАИ остановить транспортное средство для проверки документов. Послушайте, буря в стакане воды. У меня, например, за пять лет, проведенных за рулем, никто проверить документы не удосужился. А если и захотят убедиться в их наличии, чего бояться, если все в порядке? Ведь мы же совершенно спокойно предоставляем личные вещи для досмотра, посещая массовые мероприятия. Тоже посторонние вторгаются в наше личное пространство. Так это ж для безопасности, скажете. А дорога чем отличается?
Предлагается к рассмотрению еще один интересный момент — «правило двух полос». Ведь сколько раз водителям доставалось только потому, что они не предоставили преимущество пешеходу, который был на противоположной стороне проезжей части, на расстоянии двух-трех полос? По новым правилам, если есть две разделяющие полосы между ними, автомобиль может не останавливаться. Конечно, останутся те, кто попытается проскочить. А что если пешеходу станет плохо или же он вдруг решит ускориться и окажется под колесами именно вашей машины? Хотя в последнее время такое редкость. Все чаще по ту сторону лобового стекла замечаю следующую тенденцию: сначала пешеходы бодренько подбегают к нерегулируемому переходу. А проезжую часть пересекают неспешной дефилирующей походкой. Потому что экипировка мешает: телефон перед глазами, наушники в ушах — все, мир замкнулся. Может, пока не поздно, пора и для них предусмотреть штрафные санкции. Если водителям во время движения без применения системы «свободные руки» разговаривать по телефону нельзя, то и для пешеходов пора бы ввести подобное ограничение, чтобы те хотя бы на пару секунд отвлекались от гаджетов и внимательно смотрели по сторонам.
Несмотря на то что в открытом доступе проект указа появился пару дней назад, комментариев и комментаторов на форуме собралось множество. Есть и довольные, и негодующие. Только прежде чем высказать свое недовольство, нужно понять главную суть подобных нововведений. Она заключается в том, чтобы максимально обезопасить участников дорожного движения — как водителей, так и пешеходов. Потому что в ряде стран смертность в ДТП — одна из главных причин уменьшения населения. По статистике ВОЗ за 2018 год в Зимбабве, Венесуэле и Доминикане смертность в автоавариях превысила 33 человека на 100 тысяч населения. В России — 18. В Беларуси этот показатель составляет 8,9 человека на 100 тысяч. Мы занимаем 132-е место в рейтинге, что достаточно неплохо. Выше — Япония, Швейцария и Сан-Марино, где соответственно 4,1, 2,7 и 0 смертей. Если посмотреть статистику аварий и пострадавших в ДТП, самый большой показатель зафиксирован в Беларуси в 2006 году: 5585 аварий и 6111 пострадавших. Для сравнения: в прошлом году — 2311 и 2522 соответственно. Погибло 355 человек против 1089 в 2006-м.
Возможно, подкорректировать статистику помогло бы смещение верхней границы скорости в населенных пунктах до 50 километров в час. Многочисленные исследования подтвердили: при столкновении с пешеходом в таком случае выживает 6 из 10 пешеходов. А если ехать на 10 километров в час быстрее — всего 2.
Не исключено, что подобных предложений появится огромное количество. Но есть одно универсальное правило, которое врезалось в память еще в автошколе и стало главным девизом безопасности: прежде чем повернуть ключ зажигания, включите мозги.
syritskaya@sb.by