Изменения в ПДД вынесены на общественное обсуждение

Новые ПДД на перекрестке мнений

Проект указа Президента об изменениях в ПДД вынесен на общественное обсуждение. Документ вводит уточнения по некоторым статьям и предлагает официально закрепить нововведения по спорным моментам. Несмотря на всю ясность и простоту излагаемых тезисов, они активно обсуждаются в среде автомобилистов, у которых есть мнения как «за», так и «против». Разберем наиболее существенное — так ли все плохо, как может показаться на первый взгляд.

ФОТО СТЕПАНА ТЮШКЕВИЧА

Самое главное недовольство автолюбителей вызывает пункт, дающий право сотруднику ГАИ остановить транспортное средство для проверки документов. Послушайте, буря в стакане воды. У меня, например, за пять лет, проведенных за рулем, никто проверить документы не удосужился. А если и захотят убедиться в их наличии, чего бояться, если все в порядке? Ведь мы же совершенно спокойно предоставляем личные вещи для досмотра, посещая массовые мероприятия. Тоже посторонние вторгаются в наше личное пространство. Так это ж для безопасности, скажете. А дорога чем отличается?  

Предлагается к рассмотрению еще один интересный момент — «правило двух полос». Ведь сколько раз водителям доставалось только потому, что они не предоставили преимущество пешеходу, который был на противоположной стороне проезжей части, на расстоянии двух-трех полос? По новым правилам, если есть две разделяющие полосы между ними, автомобиль может не останавливаться. Конечно, останутся те, кто попытается проскочить. А что если пешеходу станет плохо или же он вдруг решит ускориться и окажется под колесами именно вашей машины? Хотя в последнее время такое редкость. Все чаще по ту сторону лобового стекла замечаю следующую тенденцию: сначала пешеходы бодренько подбегают к нерегулируемому переходу. А проезжую часть пересекают неспешной дефилирующей походкой. Потому что экипировка мешает: телефон перед глазами, наушники в ушах — все, мир замкнулся. Может, пока не поздно, пора и для них предусмотреть штрафные санкции. Если водителям во время движения без применения системы «свободные руки» разговаривать по телефону нельзя, то и для пешеходов пора бы ввести подобное ограничение, чтобы те хотя бы на пару секунд отвлекались от гаджетов и внимательно смотрели по сторонам.

Несмотря на то что в открытом доступе проект указа появился пару дней назад, комментариев и комментаторов на форуме собралось множество. Есть и довольные, и негодующие. Только прежде чем высказать свое недовольство, нужно понять главную суть подобных нововведений. Она заключается в том, чтобы максимально обезопасить участников дорожного движения — как водителей, так и пешеходов. Потому что в ряде стран смертность в ДТП — одна из главных причин уменьшения населения. По статистике ВОЗ за 2018 год в Зимбабве, Венесуэле и Доминикане смертность в автоавариях превысила 33 человека на 100 тысяч населения. В России — 18. В Беларуси этот показатель составляет 8,9 человека на 100 тысяч. Мы занимаем 132-е место в рейтинге, что достаточно неплохо. Выше — Япония, Швейцария и Сан-Марино, где соответственно 4,1, 2,7 и 0 смертей. Если посмотреть статистику аварий и пострадавших в ДТП, самый большой показатель зафиксирован в Беларуси в 2006 году: 5585 аварий и 6111 пострадавших. Для сравнения: в прошлом году — 2311 и 2522 соответственно. Погибло 355 человек против 1089 в 2006-м.

Возможно, подкорректировать статистику помогло бы смещение верхней границы скорости в населенных пунктах до 50 километров в час. Многочисленные исследования подтвердили: при столкновении с пешеходом в таком случае выживает 6 из 10 пешеходов. А если ехать на 10 километров в час быстрее — всего 2.

Не исключено, что подобных предложений появится огромное количество. Но есть одно универсальное правило, которое врезалось в память еще в автошколе и стало главным девизом безопасности: прежде чем повернуть ключ зажигания, включите мозги.

syritskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter