Меньше безразмерных льгот, больше ясности - таковые критерии новой жилищной политики

Новые ответы на квартирные вопросы

Меньше безразмерных льгот, больше ясности - таковые критерии новой жилищной политики...
Меньше безразмерных льгот, больше ясности. Таковые критерии новой жилищной политики страны. Указ Президента № 563 от 17 декабря аккумулировал все последние изменения, тенденции и определил приоритеты: кто и как может и должен решать свой квартирный вопрос. Давайте разбираться. 

Прежде всего изменяется классификация государственного жилфонда. В ведении исполкомов остаются социальные дома и квартиры, которые, как и прежде, предоставляются бесплатно малоимущим сиротам, пенсионерам, инвалидам, гражданам, страдающим тяжелыми заболеваниями; общежития; а вот служебные, отдельные виды социальных и специальных жилых помещений станут арендными. Основное отличие: за пользование ими придется платить. По базовым ставкам, устанавливаемым Советом Министров (нынче 26 тысяч рублей за квадратный метр), с применением повышающих или понижающих коэффициентов. 

Формирование коммерческого фонда произойдет к 1 апреля 2014 года. Кроме того, 1 июля 2016 года в стране завершится приватизация государственного жилья, и оно также станет коммерческим. Однако наниматели, имеющие право на получение социальной жилплощади, и после перевода госжилья в разряд коммерческого от платы за пользование им будут освобождены. Это все те же социально незащищенные категории сирот, инвалидов, малоимущих пенсионеров. 

Пока у нас насчитывается около 2 тысяч государственных арендных квартир. Еще 330 тысяч - неприватизированных, из которых, как предполагают специалисты, в разряд коммерческих может перейти максимум треть. Однако объемы строительства арендного жилья будут расти в прогрессии: 320 тысяч квадратных метров запланированы к вводу в следующем году и еще 420 тысяч - в 2015-м. Это в среднем еще плюс 12 тысяч квартир. Конечно, вряд ли эти метры позволят удовлетворить спрос - в Минске, к примеру, на одну коммерческую квартиру претендуют сразу десятки семей, - но стратегия определена, теперь дело за наполнением ее реальным содержанием. 

Кстати, учитывая высокий спрос на съемное государственное жилье, указ перечисляет категории граждан, имеющих первоочередное право на его получение. Это госслужащие, судьи, прокурорские работники, молодые специалисты, работники организаций, расположенных на территории с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный метр, военнослужащие, ученые, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, работники культуры и специалисты, переезжающие в другой населенный пункт при назначении на новую должность. Максимальная квота для всех - не более 40 процентов имеющегося арендного жилья. И понижающие коэффициенты в оплате. Остальные 60 процентов коммерческого госфонда будут распределяться прежде всего среди нуждающихся в улучшении жилищных условий, а если таковых не найдется - всем желающим. 

Что касается очереди. Тут лучше показать нововведения на конкретных фактах. К примеру, по словам Николая Бутрима, первого заместителя председателя комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома, право на помощь в виде льготных кредитов из 246 тысяч состоящих на учете в Минске граждан реально теперь имеют около 40 тысяч. И это для них, причем строго по очереди, будут строить квадратные метры по госзаказу, цена которых, как уже заявлено, не превысит среднюю зарплату, увеличенную на коэффициент 1,2. Причем если гражданин дважды отказывается от предложенного варианта решения квартирного вопроса - с очереди снимут, как, впрочем, и всех, кто предпочтет заселиться в коммерческий жилфонд. 

Остальным очередникам решать свои жилищные проблемы придется самостоятельно. В качестве поддержки коммерческие застройщики по-прежнему обязаны продавать им строящиеся квартиры с 5-процентной рентабельностью, а налоговые службы предоставят имущественные вычеты. То есть не будут брать подоходный налог с тех средств, которые потрачены на улучшение жилищных условий. Это, к слову, касается и молодых семей. Льготные кредиты для этих категорий нуждающихся не предусмотрены. В минской очереди молодежи где-то половина, потому что на учет таких претендентов ставят независимо от жилплощади родителей, которой они пользуются. Это право также сохраняется. 

По новому указу с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий могут снять граждан, зарегистрированных по месту жительства в общежитиях, частных квартирах по договору найма, если фактически они там не проживают. Это касается и тех, кто воспользовался господдержкой при строительстве или покупке жилья. В течение 5 лет такие граждане не смогут повторно воспользоваться государственной помощью. Исключение: рождение или усыновление ребенка или переезд военнослужащего в связи с назначением на новую должность. 

Без изменений сохраняется установленный ранее так называемый ценз оседлости. На учет нуждающихся в Минске могут приниматься граждане, прожившие в городе не менее 10 лет, в Минском районе - 5 лет. Исключение составляют люди, назначенные или избранные на должности, включенные в специальный перечень Совмина по согласованию с Президентом. 

Таковы базовые принципы государственной жилищной политики. На мой взгляд, они реальны, взвешенны и направлены на то, чтобы человек не просто ждал, когда государство даст ему квартиру, построит дом, погасит кредит, а стремился работать и зарабатывать средства на исполнение, наверное, главной мечты - о собственном жилье. 

Прямая речь
Сергей Коренько, председатель собрания акционеров СООО "Арэса-сервис":
- Граждане у нас умные, образованные и трудолюбивые. Задача государства, на мой взгляд, - не раздавать халяву, когда льготные кредиты можно было получить, став на очередь буквально вчера, а создать условия, чтобы работать и хорошо зарабатывать. И тогда люди сами решат свой квартирный вопрос. В Украине, к примеру, только 5 процентов жилья строится с господдержкой, для нуждающихся категорий, все остальное приобретается на рыночных условиях.

Советская Белоруссия №239 (24376). Четверг, 19 декабря 2013 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter