Новые лики магазинных полок

Спустись сегодня олимпийские боги на землю, главным среди них оказался бы Гермес. Товаропроводящие сети уже не косвенно, а напрямую влияют на производственные планы предприятий. Даже в эпоху повальной глобализации ретейл – одна из немногих отраслей, сохраняющая в каждой стране яркие национальные черты, с которыми приходится считаться даже гигантским корпорациям.

Спустись сегодня олимпийские боги на землю, главным среди них оказался бы Гермес. Товаропроводящие сети уже не косвенно, а напрямую влияют на производственные планы предприятий. Даже в эпоху повальной глобализации ретейл – одна из немногих отраслей, сохраняющая в каждой стране яркие национальные черты, с которыми приходится считаться даже гигантским корпорациям. Скажем, если в США и Британии первую скрипку играют крупные торговые сети, то во Франции и некоторых других европейских государствах велико влияние мелких торговцев.

Структура белорусского ретейла переживает стадию бурного формирования. В этом году на отечественный торговый рынок пришло несколько крупных инвесторов, которые готовы не только вкладывать большие средства, но и развивать новые для страны форматы торговли. Открываются гипермаркеты, дискаунтеры, формируются торговые сети, появились первые прецеденты использования франшизных договоров… По каким основным направлениям будет развиваться отечественный ретейл, рассказывает министр торговли Беларуси Александр ИВАНКОВ (на снимке).

— Александр Иванович, в Беларуси, особенно в крупных городах, по-прежнему наблюдается дефицит торговых площадей…

— Сегодня на тысячу жителей республики приходится 286 квадратных метров торговых площадей при нормативе 260 квадратных метров. Однако торговая сеть развивается динамично: за последние 5 лет количество магазинов увеличилось на 3 тысячи, объектов общепита – на 1,5 тысячи. Сегодня в Беларуси работают 27 тысяч магазинов, 10 тысяч объектов общепита, функционируют более 600 рынков и торговых центров. В госпрограмме развития внутренней торговли на ближайшую пятилетку предусмотрено, что к 2010 году на тысячу человек в Беларуси будет приходиться 325 квадратных метров торговых площадей.

В настоящее время развитие торговой сети идет по двум основным направлениям. Увеличивается число крупных универсальных магазинов с торговой площадью свыше тысячи квадратных метров, открылся ряд гипер- и супермаркетов площадью от 1700 до 6000 «квадратов». В этом году в столице открыты гипермаркеты «Простор» и «Корона». Большую заинтересованность в создании крупных магазинов на территории нашей республики высказывают такие российские компании, как «Седьмой континент», «Перекресток». Недавно в республику с этой же целью приезжали представители известной французской корпорации «Ашан».

Но основу розничной сети пока составляют небольшие магазины, которые устраивают покупателя, так как находятся рядом с домом. Наша задача — сохранить такие торговые точки и увеличить их количество. Министерство торговли планирует совместно с местными органами власти возродить разработку генеральных схем размещения магазинов и объектов питания в населенных пунктах.

— В этом году стали активно развиваться новые для Беларуси форматы ретейла: гипермаркеты, дискаунтеры, торговые сети. Какова оптимальная пропорция различных каналов сбыта в системе розничной торговли?

— Гипермаркеты занимают небольшой сегмент в торговой сети республики. Соответственно, их влияние пока ощущают только близлежащие магазины. В то же время мировой опыт показывает, что государство не должно позволить гигантам подавить небольшие магазины. Ведь, если человеку нужно купить только хлеб и пакет молока, ему будет неудобно искать полку с нужным товаром на площади 6 тысяч квадратных метров. К гипермаркету покупатель должен подъехать на машине и закупить товар на несколько дней, на неделю, а то и больше. С учетом постоянного роста личного автотранспорта и перегруженности городских улиц большие магазины необходимо размещать, по нашему мнению, на кольцевой дороге или за чертой города.

— Не так давно в Беларуси отменили требование для предприятий торговли иметь в ассортименте 70 процентов товаров отечественных производителей. Как это отразилось на товарообороте и процентном соотношении белорусских и импортных товаров на прилавках?

— По данным Министерства статистики и анализа, по итогам 10 месяцев текущего года удельный вес продаж товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота практически не изменился. По-прежнему этот показатель составляет 80 процентов. По продовольственным товарам – 86,3, непродовольственным – 70,9 процента. При этом по ряду позиций доля реализации белорусской продукции превышает 90 процентов: мясо и птица (98 процентов), колбасные изделия и копчености (99,6), сливочное масло (98,8), цельномолочная продукция (98,1), сыры (97,1), ткани льняные (99), велосипеды и мопеды (97,2) и так далее. Эти цифры красноречиво свидетельствуют: покупатели отдают предпочтение белорусским товарам, которые не уступают по потребительским свойствам и качественным характеристикам импортным аналогам, а во многих случаях и превосходят их.

Отмена этого требования не отразилась и на развитии розничного товарооборота. темпы его роста превышают прогнозные показатели. Скажем, в январе—октябре 2006 года товарооборот увеличился на 17,6 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, при прогнозе 9—10,5 процента.

— Немало предприятий сегодня стараются наладить прямые контакты с розничным ретейлом, а также развивают собственные фирменные торговые сети. Насколько оправданы такие действия и не «убьет» ли такая политика оптовое и мелкооптовое звено торговли?

— Прямые контакты производителя и продавца, без посредников, имеют, безусловно, свои преимущества. Прямые связи оправданы для крупных организаций торговли, таких как универмаги, гипермаркеты, универсамы, а также при поставках скоропортящихся продуктов питания и сезонных товаров. Торговая же сеть городов районного подчинения и сельских населенных пунктов – это преимущественно небольшие магазинчики, павильоны, которым экономически невыгодно работать напрямую с многочисленными производителями.

Одно время широкое распространение получила точка зрения, что свободный рынок саморегуляцией выработает оптимальную систему, которая автоматически решит проблемы с поставками товаров, сырья, материалов и готовой продукции. В результате специализированный опт утратил свои позиции, перестал выполнять присущие ему функции – формировать торговый ассортимент, бесперебойно снабжать магазины нужными товарами, перемещать их между субъектами торговли, оказывать помощь рознице в реализации товаров.

Однако очевидно, что пироги должен печь пирожник, а сапоги точать сапожник. Что имеется в виду? Производитель во все века формирует ассортимент, который зачастую зависит от того, какие модель, фасон, цвет, марка и так далее внедрены в серийное производство. В результате при прямой поставке магазин может получить, к примеру, костюмы одного цвета и размера, пылесосы одной модификации... Как раз опт и призван производственный ассортимент преобразовать в торговый – «подсортировать» те же костюмы по размерам, расцветке и передать их в магазин. При этом только опт имеет возможность продавать товар в очень маленьких объемах.

Что касается мелкооптовых баз, то они предназначены для обслуживания детских садов, школ, больниц и других объектов социальной сферы, где прямые поставки ввиду небольших объемов экономически не обоснованы. Следует отметить, что в последние годы многие оптовые организации реализуют товары по ценам товаропроизводителей, что повысило заинтересованность розничной торговли в работе с оптовым звеном. По нашему мнению, экономически обоснованные схемы товародвижения должны сочетать поставку товаров как по прямым договорам, так и  через организации оптовой торговли.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter