13 новых компаний только в этом году: топ-менеджеры «Великого камня» подвели итоги работы в 2020-м

Новые капиталы в нашей гавани

В 2020 году работа Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», как, впрочем, и всей мировой экономики, сопровождалась вызовами и необходимостью принимать оперативные решения. Пандемия затронула практически все сферы бизнеса: во множестве секторов упали продажи и производство, замедлилась инвестиционная активность. Между тем жемчужина Шелкового пути смогла подстроиться под новую глобальную парадигму: развивалась, привлекала новые проекты, а резиденты парка производили и продавали свою продукцию. Время подводить итоги. О том, чего смогли достичь в индустриальном парке за этот год, «Р» рассказал глава администрации «Великого камня» Александр Ярошенко.


Резидентам удалось увеличить доходы


— Александр Григорьевич, согласно данным Белстата, компаниям-резидентам удалось увеличить доходы в этом году. Какие направления приросли?

— Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, резиденты индустриального парка «Великий камень» продолжали свою работу и приступали к финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с планами. Сейчас 27 компаний выпускают продукцию, ведут научно-исследовательские разработки, оказывают услуги.

В текущем году швейцарская компания «Хэсс» запустила  производство в парке кузовов для бесконтактных электрических троллейбусов. Начат выпуск 6-, 9-, 12- и 16-ступенчатых коробок передач для грузового и пассажирского транспорта заводом «ФАСТ-МАЗ», созданным с участием двух флагманов белорусской и китайской промышленности — корпорации «Шэньси Фаст Гир» и Минского автомобильного завода.

Оперативно приступили и к выпуску дыхательных контуров, масок и средств индивидуальной защиты из инновационного материала мельтблаун два резидента, чья деятельность связана с производством медицинской продукции. Также в парке с 2020-го производятся инновационные компьютеры, беспилотные летательные аппараты.

 Ожидаем, что в самое ближайшее время к выпуску продукции приступит завод «Зумлион», который на первом этапе будет производить автокраны грузоподъемностью 25 и 60 тонн на базе шасси МАЗа.

— Как вы оцениваете работу по привлечению резидентов в этом году?

— Не все планы по привлечению новых предприятий, к сожалению, удалось воплотить в жизнь. В 2020-м «Великий камень» пополнили 13 новых компаний, и сейчас в парке зарегистрировано 68 резидентов из 14 стран с объемом заявленных инвестиций более 1,2 миллиарда долларов США. Среди них отмечу два крупных проекта. Это дочерняя компания китайской корпорации «Синомач» с проектом по созданию зоны научно-технического сотрудничества и инновационных разработок под названием «Факел». Старт ее строительству был дан уже в мае этого года. На начальном этапе планируется вести научные исследования, связанные с такими сферами, как электроника и новые материалы. «Евразийский железнодорожный гейтвэй» будет реализовывать проект по строительству мультимодального железнодорожного терминала. Он объединяет крупных игроков в сфере логистики из четырех стран — немецкую компанию «Дуйсбургер Хафен», китайскую корпорацию «Чайна Мерчантс Групп», которая является одним из акционеров и резидентом парка, Белорусскую железную дорогу и швейцарскую компанию «Хупак Интермодал».

 Деятельность ряда новых резидентов связана с таким востребованным сегодня направлением, как производство медицинской продукции. Оно развивается в «Великом камне» все активнее, и уже формируется кластер таких компаний. В этом году он пополнился пятью резидентами из Китая, Беларуси, Чехии. Проекты двух компаний относятся к такому направлению, как производство электротранспорта, новые перспективы для развития которого открываются с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС.


Вопреки пандемии

— Можно ли сказать, что в этот непростой год замедлилась инвестиционная активность на внешнем контуре и привлекать резидентов было сложнее?

— На мой взгляд, пандемия прежде всего оказала влияние на личную коммуникацию — очень важную и для нас, и для будущих инвесторов. Количество делегаций, которые мы приняли в 2020-м, снизилось по сравнению с прошлым годом почти в шесть раз. Проведение в парке запланированных крупных мероприятий, например форума по региональному сотрудничеству и развитию, было перенесено. Безусловно, мы активно использовали цифровые технологии и организовывали онлайн-презентации парка для различных стран и регионов. Всего представители парка приняли участие более чем в 20 таких мероприятиях, которые собрали почти тысячу участников из 40 стран мира.

Впереди второй этап

— Завершение года — время для планирования. Какие планы у «Великого камня» на следующий год?

— В 2021-м мы намерены приступить к освоению второго этапа развития парка. Одним из самых важных проектов станет мультимодальный железнодорожный терминал, строительство которого начнется в следующем году. Его площадь составит около 800 тысяч квадратных метров, а при выходе на проектную мощность объем грузоперевозок достигнет 180 тысяч 20-футовых эквивалентов. В настоящее время за счет средств бюджета страны ведется строительство железнодорожной ветки, которая соединит будущий терминал с республиканской железной дорогой.

Вырастет количество работающих резидентов. Ожидается, что до конца 2021-го осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в парке будут 40 компаний. Так, резиденты из КНР начнут выпуск инновационных энергоэффективных радиаторов из литого алюминия и стали, электровелосипедов, а белорусское предприятие даст старт высокоавтоматизированному производству закаленного стекла для различных видов наземного транспорта. Два резидента станут выпускать медицинскую продукцию для диагностики заболеваний.

 С открытием Китайско-Белорусского центра сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений планируется вести активную работу по привлечению стартапов в индустриальный парк. Предполагается, что несколько проектов будут приняты на инкубацию уже до конца этого года.

Также после улучшения эпидемиологической обстановки приступим к возведению второго жилого дома на 173 квартиры и второй электроподстанции на 110 килтоватт.

КОМПЕТЕНТНО


Кирилл Коротеев, первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка»:

— За 2020 год мы выполнили задачу по созданию инфраструктуры первого этапа строительства парка. Коронавирус в этом не помешал, потому что использовались белорусские строительные материалы с минимумом импортного оборудования. В процессе были небольшие задержки, но в целом мы выдержали установленные сроки.

Что касается объектов коммерческой недвижимости, то здесь ввели в эксплуатацию инновационный центр с небольшим отставанием. COVID-19 замедлил строительство, потому что объект осуществлялся за счет технико-экономической помощи Китая с участием китайских подрядчиков, оборудования и материалов. Это объективные причины.

Производственная недвижимость вводилась по плану. Мы начали активно осваивать второй квартал собственной готовой недвижимости — квартал «В» — и на днях сдали очередной корпус в эксплуатацию на его территории. Сегодня там готовы уже четыре таких корпуса из 13. Это направление востребовано, строительство продолжается по графику.

Говоря о работе по созданию 5G-инфраструктуры, хочу заметить, что ответственные за этот проект компании «Белтелеком» и Huawei уже установили необходимое оборудование и оно находится в режиме тестирования. Процесс идет согласно плану, начинается и продвижение определенных услуг, которые возможны на платформе промышленного интернета.

Строительство мультимодального терминала перенеслось в связи с пандемией. Наши партнеры находятся в Германии и были вынуждены удаленно вести переговоры. Однако за 2020 год мы создали соответствующее юридическое лицо, зарегистрировали его в качестве резидента парка, учредители внесли взносы в уставной фонд. Проектирование осуществляет немецкое проектное бюро, и оно практически завершено. Начало строительства ожидается весной 2021 года.

Кроме того, сейчас займемся тщательной работой по проверке противопожарной безопасности. У нас в этом году был факт возгорания. Силами пожарного расчета МЧС в «Великом камне» его оперативно ликвидировали. Но за это время резидент повреждения устранил, все функционирует в прежнем режиме. Чтобы минимизировать и не допустить чрезвычайных ситуаций в дальнейшем, мы совместно с МЧС разработали график мониторинга объектов резидентов и стройгородков, чтобы проверить соблюдение правил безопасности, работу отопительного и электрооборудования. Больше внимания станем уделять вопросам безопасности в целом.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter