В ближайшее время стартует предпроектный этап второй очереди реконструкции Старого замка в Гродно

Новые горизонты Старого замка

Каждый, кто сегодня прогуливается в Гродно по набережной Немана мимо Замковой горы, обязательно задирает голову: отсюда открывается потрясающий вид на растущий комплекс зданий, которым в недалеком будущем суждено стать главной достопримечательностью королевского города. Это Старый замок. В ближайшее время начнется подготовка к работе над проектом второго этапа его реставрации.

Виды на будущее

Еще совсем недавно Старый замок выглядел как набор многоэтажных построек прозаичной архитектуры, в которых практически не угадывалось аристократическое прошлое. Но уже сейчас воссозданный по крупицам древний силуэт завораживает и притягивает к себе внимание. Лишь единицы знают, как много труда, знаний, споров и сомнений предшествовало появлению каждого мельчайшего элемента обновленного архитектурного комплекса. Сейчас работа ведется полным ходом. Пока речь идет о первой очереди: реконструируется входная группа и стена над Неманом с прилегающими к ней помещениями. А проектировщики уже думают над второй. В эти дни заказчик, УКС Гродненского облисполкома, заключает договор на проведение изысканий с организацией, выигравшей тендер, — УП «Институт Гродногражданпроект». С одной стороны, задача для исполнителя упрощается тем, что восстанавливать предстоит существующие здания: дворец и прилегающий к нему флигель. С другой — усложняется: в облике нынешних утилитарных «коробок» невозможно узнать некогда прекрасные величественные здания, поражавшие воображение современников много веков назад.

Место для старой церкви

Предстоят серьезные изыскания, которые позволят хотя бы частично восстановить исторически верные параметры и внешний вид помещений. Например, только археологические раскопки смогут указать на место, где когда‑то располагался парадный вход. Историки уверены, что его аутентичное расположение не совпадает с современным. Для того чтобы подтвердить либо опровергнуть это мнение, необходимо провести раскопки у стен дворца. Тогда ученые смогут не только определиться с локацией, но и установить размеры и особенности примыкания.


Правда, до того, как археологи приступят к исследованиям, строителям предстоит проделать непростую и ответственную работу: переместить складированные прямо у дворцовых стен руины церкви XIV века в другое место. Начальник управления культуры Гродненского облисполкома Елена Климович рассказала об истории этого объекта:

— В 30‑е годы прошлого столетия, когда Неман подмыл берег и необходимо было укреплять склон, директор находившегося в Старом замке музея Юзеф Иодковский организовал этот процесс, забирая землю прямо со двора замка. Во время проведения земляных работ рабочие наткнулись на остатки сооружения — это оказалась церковь XIV века. Так как в летописях не сохранилось названия, решили называть ее Верхней церковью. Тем более что под ее основанием было обнаружено еще одно строение. Как оказалось позже, остатки церкви XII века постройки. Ее назвали Нижней церковью. Для того чтобы продолжить исследования, Верхнюю церковь распилили и доставили к дворцу, где она пролежала в разобранном виде под деревянным навесом до наших дней. Чтобы провести уже современные изыскательские работы, необходимо руины снова перенести в другое место. Там они, укрытые водонепроницаемым навесом, пролежат до третьей очереди реставрации. Тогда для обеих церквей будут обустроены павильоны.

Остатки Верхней церкви представляют собой фрагменты кирпичных стен и двух внутренних колонн. Несмотря на то что почти столетие назад они были распилены на куски примерно метровой ширины и переносились бессистемно, сохранились документы, позволяющие собрать эту свое­образную мозаику, воссоздав положение, в котором находились руины на момент их обнаружения. Разумеется, не над Нижней церковью, где были найдены, а рядом.

Уже в этом году специалисты приступят к восстановлению внутренней планировки дворца. Пока, правда, только на бумаге. Для этого надо будет провести зондирование стен: снять штукатурку и «прочитать» кирпичную кладку. Замок сам расскажет исследователям, где и в какое время здесь были дверные и оконные проемы, в каком месте сносились, а в каком достраивались стены.

Только без спешки

Финансирование на предпроектные работы второй очереди реконструкции замка уже выделено из областного бюджета, но конкретные сроки их окончания не определяются. Директор Гродненского государственного историко‑археологического музея Юрий Китурко подчеркивает, что на этапе подготовки научного обоснования для проектирования очередной стадии реставрации никто коней гнать не будет:

— Предстоит получить максимум информации из исторического материала, который сохранился до наших дней. Возможно, новые находки не раз станут причиной корректировки проекта. Мы к этому готовы. Кстати, проект первой очереди корректировался в ходе работ неоднократно.

К сожалению, с началом активной фазы предпроектных исследований придется закрыть для посетителей музей, расположенный в здании дворца. Часть экспозиции со временем будет выставлена в помещениях первой очереди после сдачи их в эксплуатацию. Часть — музей природы и музей событий XX века — разместят в помещении бывшего Дворца культуры текстильщиков на Советской площади.

СПРАВКА «СБ»

Первый форпост на Замковой горе в Гродно появился в XI веке. Войны и вражеские набеги раз за разом превращали в руины постройки древних зодчих. Несмотря на это, на территории замкового комплекса все еще остаются архитектурные памятники, которые историки относят к XII, XIV, XVI векам. Попытки привести в порядок разрушающийся дворец и прилегающие к нему территории предпринимались неоднократно. За последние 40 лет — минимум 3 раза. И только сейчас, похоже, за дело взялись с твердым намерением довести до конца. Планируется вернуть замку тот внешний вид, который был у него в конце XVI века. Строительные работы пройдут в три этапа. Сейчас реализуется первый: реставрируется входная группа и половина стены над Неманом с башней. К проектированию двух последующих очередей — реконструкции дворца, строительству дома администратора (флигеля) и обустройству дворовой территории — еще не приступали. Никаких метрических указаний на замковые габариты и декоративное оформление в архивах нет. Руководствоваться приходится древними гравюрами, археологическими раскопками и изучением аналогов.

charovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter