НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ СОЮЗНЫХ ПРОГРАММ

Бесспорно, наиболее ощутимые выгоды белорусско-российской интеграции демонстрируют результаты реализации союзных программ. О том, как повысить эффективность этих программ, шла речь на заседании круглого стола “Союзные программы — новые горизонты”, которое состоялось в Москве по инициативе Постоянного комитета Союзного государства. Наряду с руководством Посткома в нем приняли участие представители Парламентского собрания Союза Беларуси и России, ряда министерств и ведомств, а также специалисты, обладающие практическим опытом в формировании и реализации союзных программ.

Открывая встречу, заместитель Государственного секретаря Союзного государства Василий Хрол подчеркнул, что союзные программы являются одним из наиболее значимых инструментов развития интеграции Беларуси и России. В нынешнем году финансируется 40 союзных программ, подпрограмм и мероприятий, 8 из которых — в сфере промышленности. Доля расходов на них составляет 76,8 процента бюджета Союзного государства, на промышленные проекты выделено 40,1 процента бюджетных средств. При этом финансирование программ осуществляется не только за счет союзного бюджета, но и из средств национальных бюджетов Беларуси и России, а также с помощью собственных ресурсов предприятий и кредитов.
По словам заместителя Госсекретаря, за время осуществления союзного строительства завершена реализация 12 производственных программ, что позволило создать или сохранить свыше 3 миллионов рабочих мест. “Это свидетельствует, что союзные программы дают мощный социальный и политический эффект”, — подчеркнул Василий Хрол. В качестве подтверждения своих слов он привел в пример две программы, реализация которых завершается в нынешнем году: по созданию и организации серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон и по созданию высокоэффективных биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных.
Экономический эффект от первой программы составил 1,3 миллиарда российских рублей, а в ее реализации участвовали 33 предприятия и научно-исследовательские организации Беларуси и России. Стоимость разработок оказалась на 30—40 процентов ниже стоимости зарубежных аналогов. При этом сконструированное для производства химических волокон оборудование существенно экономит энергию, а для обсуживающих его специалистов значительно повышена безопасность труда. Вторая программа не только дала возможность гражданам двух стран получить новые высококачественные и суперэффективные препараты, но и, по оценке Василия Хрола, позволила совершить самый настоящий прорыв в области биотехнологий.
Впрочем, как отмечали участники круглого стола, большинство союзных программ не только актуальны и современны — они приносят порой ошеломляющие результаты. Так, разработчики союзного суперкомпьютера “СКИФ” сумели развить быстроту своей машины до 2,5 триллиона операций в секунду, а в ходе реализации программы “Космос-СГ” были созданы уникальные научные разработки, не имеющие аналогов в мире.
Однако подобные рекорды в ближайшем будущем могут если и не исчезнуть совсем, то стать единичными — наверняка, если не предпринять мер по изменению порядка разработки и утверждения новых союзных программ. “Нынешний порядок разработки программ был принят в 2000 году, и он не отвечает современным требованиям”, — констатировал Василий Хрол. По его словам, подготовительный процесс у большинства союзных программ сейчас занимает от 2 до 5 лет, что зачастую значительно снижает эффективность от их реализации. К примеру, проект актуальнейшей союзной программы по развитию станкостроения — отрасли, которая до сих пор так и не встала на ноги после распада СССР, — кочует по всевозможным кабинетам с 2001 года. А всего сейчас в стадии разработки находится более десятка производственных программ, и сколько времени пройдет до того момента, когда они начнут приносить результат — неизвестно.
“Мы на собственном опыте знаем, что такое подготовить программу и утвердить ее, — сказал на заседании генеральный директор межгосударственной финансово-промышленной группы “БелРусАвто” Олег Данилов. — Это не просто потерянное время. За столь длительный срок иногда теряется смысл самой программы”. По его словам, разработка одной из программ по развитию дизельного автомобилестроения велась с 2003 по 2005 год, хотя сам ее проект был подготовлен менее чем за год. Остальное время ушло на решение чисто процедурных и бюрократических проблем.
В свою очередь, представители Постоянного комитета, Минфина и Минэкономразвития России высказали свои замечания и самим разработчикам программ. Иногда проекты ходят по кругу лишь из-за того, что их авторы сделали в расчетах элементарные арифметические ошибки. Случаются и другие, более серьезные проколы. На заседании приводился пример, когда при формировании повестки дня заседания недавнего союзного Совмина в Постоянном комитете оказались два различных проекта одной и той же программы, и было неясно, какой из них выносить на обсуждение. А сложилась такая ситуация вот почему. По существующей процедуре, проект вначале утверждается национальными правительствами, а затем — союзным. Правительство Беларуси первым одобрило эту программу, а российские ведомства тем временем решили внести в нее существенные изменения. В итоге Кабинет Министров России утверждал программу, значительно отличавшуюся от уже одобренной белорусской стороной.
Чтобы исключить все эти накладки и проволочки, в Постоянном комитете приступили к совершенствованию порядка разработки союзных программ. Так, в качестве первого шага решено создать межведомственную белорусско-российскую группу по внесению изменений в порядок формирования союзных программ. Как сообщил Василий Хрол, ее белорусская часть уже определена. Работают в Посткоме и над совершенствованием отбора тем союзных программ. В настоящее время готовится перечень первоочередных научно-технических проектов.
Вопросы формирования союзных производственных программ тесно переплетены с проблемами, связанными с проведением единой структурной промышленной политики в рамках Союзного государства. Подписанное еще семь лет назад соглашение в этой сфере реализовано не полностью, констатировал на заседании начальник Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного комитета Олег Якубович. “Вместо сотрудничества на союзном пространстве обостряется конкуренция экономик Беларуси и России, обе страны вступают во взаимную конкуренцию на внешних рынках, происходит дублирование экономик, снижается эффективность использования бюджетных средств”, — отметил он.
Для исправления ситуации Олег Якубович предложил создать при союзном Совмине специальную Комиссию по проведению единой структурной промышленной политики. По его мнению, этот орган мог бы заниматься и вопросами формирования общего научно-технического пространства.
Еще одной задачей на круглом столе называлось более широкое вовлечение в реализацию союзных программ участников из регионов Беларуси и России. Этой проблеме планируется уделить особое внимание на форуме участников союзных программ “Союзное государство и бизнес: цели и перспективы”, который намечено провести в Москве до конца нынешнего года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter