Новые горизонты

Сегодня, 15 марта - День Конституции Республики Беларусь. Накануне корреспондент «Р» побеседовал с судьей  Конституционного Суда Валентином Шуклиным

Они   открываются   перед   Конституционным   Судом 

Отмечая в этом году очередной День Конституции, мы реально сознаем, что Основной Закон страны является живым и действующим документом, который  постоянно наполняется новым содержанием, открывает более широкие перспективы для реализации прав и свобод каждого гражданина, четкого определения его обязанностей в рамках права. Наряду с обновлением законодательства возникают новые перспективы и для государственного органа, деятельность которого непосредственно связана с проверкой нормативных актов на соответствие их Конституции. Это Конституционный Суд. C судьей  Конституционного Суда Валентином ШУКЛИНЫМ (на снимке) беседует корреспондент «Р».

— Что нового, Валентин Зосимович, произошло в последние годы в развитии правовой системы государства? 

— Парламентом принято несколько десятков значимых для страны законов, вносились также изменения и дополнения в ранее принятые. Наиболее известными из нормативных правовых актов, затрагивающих интересы всего населения, являются указы Президента Республики Беларусь, отменяющие институт прописки, «разрешительный» штамп в паспорте, и другие. Особенность развития права на данном этапе — появление большого количества процедурных норм, которые устанавливают обязанности должностных лиц по разрешению обращений граждан по вопросам, связанным с отношениями в различных сферах деятельности государства, определяют четкие сроки их рассмотрения. Все это позволяет на практике реализовать правовой принцип ответственности государственных органов, должностных и иных лиц, которым и доверено исполнение государственных функций, перед человеком и обществом. В рамках таких подходов происходит дебюрократизация работы государственного аппарата, осуществляется известный принцип одного окна. 

— В то же время на страницах нашей газеты в последнее время велась речь о противоречиях в ряде законов и других актов, которые не позволяют гражданам реализовать на практике отдельные конституционные права… 

— Действительно, появление огромного количества законов, декретов, указов, а также ведомственных нормативных правовых актов приводит в ряде случаев к такой ситуации. Это объективный процесс при регулировании сложных общественных отношений, которого невозможно избежать. Он характерен и для стран с более развитой системой права. Вместе с тем отказаться от принятия новых актов невозможно, поскольку развитие социально-экономических отношений обусловливает  необходимость их  нормативного регулирования. Вопрос не в том, чтобы не принимать законы или ждать их созревания в недрах общества, а в том, как своевременно выявить и устранить имеющиеся пробелы. На выполнение этих требований и направлена деятельность Конституционного Суда. 

— Президент в недавнем выступлении потребовал от Конституционного Суда более эффективной деятельности. В чем она, на ваш взгляд, может выразиться? 

— Все государственные органы, в том числе и Конституционный Суд, его судьи и специалисты, работают над решением этой задачи. Срок ее выполнения установлен главой государства до мая текущего года. Однако ответ на некоторые вопросы уже в настоящее время можно найти в законодательстве. Наряду с традиционными для Конституционного Суда полномочиями в статье 6 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, в частности, предусмотрена его задача обеспечить утверждение законности в правотворчестве и правоприменении. Парламент, используя норму части седьмой статьи 116 Конституции о том, что компетенция КС определяется, кроме Конституции, законом, посчитал возможным возложить на него дополнительные полномочия. Такой подход согласуется и с действующим Законом  «О Конституционном Суде Республики Беларусь», где подобная норма была изложена в статье 1. 

Вместе с тем, определив основную задачу Конституционного Суда, указанный кодекс не предусматривает, каким образом она должна быть реализована. Из названной нормы вытекает, что еще на стадии проекта закона Конституционный Суд либо его судья должен отслеживать, чтобы отдельные положения, ограничивающие права и свободы гражданина, в полной мере соответствовали Основному Закону, который допускает возможность ограничения прав граждан только в конкретных случаях. Кроме того, как показывает практика, еще на стадии законопроекта ряд норм законов, устанавливающих права граждан и определяющих ответственность государства перед человеком, изложены в такой общей форме, что их просто невозможно реализовать. Вот и получается, что формально все предусмотрено, а по существу, на основании закона гражданин не сможет реализовать свое право в суде или ином государственном органе. Значит, в проектах законов, определяющих такие права и обязанности личности, должны содержаться нормы прямого действия, которые были бы понятны и однозначны для их выполнения как гражданином, так и должностным лицом. 

— Не значит ли это, что Конституционный Суд в законопроектной деятельности начнет подменять собой Министерство юстиции и другие государственные структуры? 

— Конечно, нет. Каждый должен выполнять свою функцию, определенную Конституцией в соответствии с принципом разделения ветвей власти. Конституционный Суд сам не может и не должен осуществлять такой контроль, иначе он выйдет за пределы своей компетенции. Только в случае, если Президент, парламент (возможно, его комиссии) либо другие государственные органы, перечень которых должен быть определен законом, обратятся в Конституционный Суд с проблемным вопросом, касающимся защиты прав и свобод гражданина, по которому не достигнуто согласие, КС правомочен высказать свою правовую позицию. Возможно, законодатель предоставит такое право отдельному судье. В последнем случае это обстоятельство не помешает КС рассмотреть конституционность указанного закона по предложению уполномоченных лиц, а судья, ранее внесший предложения по законопроекту, имеет право на отвод как заинтересованное лицо. 

— Хочу коснуться возможности проверки конституционности правоприменительной практики. Не вызвало ли такое предложение Конституционного Суда неприятие со стороны руководителей Верховного и Высшего Хозяйственного судов? 

— Высказывая эту позицию, председатель Конституционного Суда не озвучил каких-либо новых идей, а лишь напомнил требования уже принятого закона. Безусловно, Конституционный Суд ни в коем случае не посягает на компетенцию других судебных органов, министерств и иных руководящих органов государственного управления. Задача, которую поставил Президент (идет речь о проведении КС оценки деятельности правоохранительных органов), может быть решена в рамках его конституционных полномочий. 

Обратимся к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь. В нем установлено, что гражданское процессуальное законодательство регулирует порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых и других дел (статья 3). При вынесении решения суд рассматривает вопросы о том, какие факты входят в предмет доказывания каждой из сторон, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, почему отвергаются те или иные доказательства, какие акты законодательства должны быть применены по данному делу и др. (статья 300). Такие же подходы закреплены в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь. Здесь нет оснований для вмешательства Конституционного Суда в компетенцию общих и хозяйственных судов. В то же время установить по предложению Президента  Беларуси, иных уполномоченных государственных органов, правильно ли применена норма закона на практике, – это не только право, но и обязанность Конституционного Суда. В упомянутом ранее законе о Конституционном Суде такая норма уже содержится (статья 1) и неоднократно реализовывалась в актах КС. Назову только один из них – Заключение от 30 января  2004 года по вопросу обеспечения права граждан на получение займа в иностранной валюте, которое принято на основании предложения Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Конституционный Суд проанализировал в нем правоприменительную практику общих судов и признал, что она не согласуется с законодательством. Заключения и решения КС по аналогичным вопросам применения норм законов также были положительно восприняты государственными органами и судами. 

— Не выходит ли принятие решений Конституционного Суда за пределы его компетенции, установленной Основным Законом? 

— За последние пять лет в рамках существующего законодательства Конституционным Судом принято более 200 решений.  В новом Кодексе о судоустройстве и статусе судей, определив компетенцию КС, законодатель дал ответ, посредством каких актов она должна осуществляться. Установлено, что кроме заключений, которые имеет право принимать Конституционный Суд, на него же возлагается принятие решений и представлений. Через эти процессуальные формы, не противоречащие Конституции, и должны реализовываться новые подходы в деятельности КС. Речь идет не о новых актах, а о нормативном закреплении практики и процедуры принятия решений, которая существует достаточно продолжительное время. 

— Представители некоторых правоохранительных органов высказывают мнение, что новые полномочия Конституционного Суда могут превратить его в дополнительный контролирующий орган. Так ли это? 

— Ни в коем случае. КС осуществляет контроль не за деятельностью государственных органов, а за конституционностью применения нормативных актов, которые ими используются. При возникновении подобных споров Конституционный Суд руководствуется конституционными принципами, определенными в Основном Законе страны. Одним из важнейших требований Конституции является приоритет прав и свобод человека. В связи с этим при разрешении дела Конституционный Суд проверяет, насколько выполняется статья 2 Конституции, гарантирующая гражданину реализацию его прав и свобод, являющихся высшей целью государства и общества. 

— О каких иных полномочиях Конституционного Суда может идти речь? 

— Обращения граждан и юридических лиц в Конституционный Суд также свидетельствуют, что нередко должностные лица государственных органов либо суды по-разному трактуют некоторые положения декретов и указов Президента Республики Беларусь, предусматривающих различные виды ответственности. Если в отношении законов в Конституции прямо сказано, что их толкование осуществляется  парламентом, то подобная норма в отношении других законодательных актов отсутствует. На наш взгляд, по поручению Президента Республики Беларусь такое толкование мог бы осуществлять Конституционный Суд, что стабилизировало бы экономические отношения, повысило доверие граждан к государству. Вопрос этот не простой, и надеюсь, что он разрешится в ближайшее время. 

На встрече с судьями глава государства отметил, что нельзя выпускать из виду главное – работа Конституционного Суда существенно влияет  на стабильность нашего государства. Поэтому в настоящее время рассматриваются и другие предложения о расширении компетенции Конституционного Суда.

-----------------------------

Дорогие соотечественники! 

Сердечно поздравляю вас с Днем Конституции. 

Этот праздник имеет особое значение для нашего суверенного государства, для каждого гражданина. 

Принятие Основного Закона положило начало позитивным процессам становления и укрепления институтов государственной власти и общества, стало необходимым условием для динамичного развития экономического, социального и культурного потенциала Беларуси. 

Конституцией гарантированы гражданам фундаментальные права и свободы, заложена прочная основа прогрессивного демократического нормотворчества, определено, что именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. 

Сегодня мы твердо можем сказать: Конституция показала свою жизненную силу. Республика Беларусь уверенно движется вперед, развивая экономику и социальную сферу, укрепляя свои международные позиции. В стране повышаются объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, заметно улучшается положение в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве, возрождаются города и села. 

Нам предстоит еще много сделать для кардинального повышения качества жизни людей и дальнейшего подъема экономики. Успех в решении этих важнейших задач зависит от каждого из нас, от нашего труда, достойного служения Отечеству. 

Наша сила – в единстве народа и власти. 

Желаю всем оптимизма, добра, благополучия, здоровья и счастья. 

Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter