Новые аграрии

Гомельчанку Лилию Ермолову постигла блажь. Вместо того, чтобы довольствоваться благоустроенной квартирой в престижном районе, она задумала ехать в деревню. Желательно в умирающую.
Гомельчанку Лилию Ермолову постигла блажь. Вместо того, чтобы довольствоваться благоустроенной квартирой в престижном районе, она задумала ехать в деревню. Желательно в умирающую. На ПМЖ. Чтобы своими хрупкими руками с дорогим маникюром поднимать сельское хозяйство. Возделывать целину, получать экологически чистые продукты для себя и на продажу, создавать рабочие места, жить самой и давать жить другим.

В деревню, в глушь, в Михайловск!

На фоне разговоров о возрождении села общественное мнение все же склонно рассматривать фантазии горожанки как причудливую, но безобидную форму безумия. В то же время массовое стремление из деревни в город воспринимается как логичное и здравое. Но Лиля не одна такая. Желание переехать в деревню изъявили еще около 90 гомельчан - 31 семья и 25 несемейных.

Внешне они не похожи на пропащих энтузиастов. В основном - молодые образованные люди, нормально зарабатывающие и прагматично мыслящие. Среди них - учителя, медики, инженеры, предприниматели, строители, электрики, агроном, юрист и даже работники сферы народных промыслов... Вдоволь покатавшись по проселочным дорогам, подыскали достаточно перспективный населенный пункт. В смысле, достаточно гиблый. Поселок Михайловск в Гомельском районе. Когда в 2002 году "концессионеры" разрабатывали план переезда, то наивно рассчитывали, что этот порыв будет воспринят в органах власти с несколько большим воодушевлением. Говорили же - селу нужны руки и головы, что молодые специалисты, врачи да учителя ехать туда не хотят... Последовавшие два года показали, что не так все просто.

Планов громадье

Возрождать Михайловск Лиля и ее единомышленники собираются посредством внедрения так называемой пермакультуры. Этот термин переводится как "долговременное сельское хозяйство" (permanent agriculture). Это модное на Западе и в России течение предполагает создание самовосстанавливающейся экосистемы, в которую входят энергосберегающий дом, особым образом организованные огород, сад, животноводческие постройки, альтернативные источники энергии и т.д. Лиля, например, хочет соломенный дом. Специально ездила в Петриковский район, где такие строения стоят уже несколько лет, смотрела, ковыряла ногтем, искала, к чему придраться, - не нашла.

Замысел организаторов "михайловской кампании" предусматривает получение земли - по гектару на семью. На этом гектаре и должна развернуться пермакультура - всего 56 домовладений. Кроме того, в планах создание различных направлений бизнеса - торговля сельхозпродуктами, деревообработка, мебельное производство, разведение рыбы, конный туризм и так далее. Ясное дело, все с экологическим креном.

Переселение должно произойти постепенно. На первые 5 - 7 лет - пока строится жилье и запускается биологический механизм приусадебного участка - все сохраняют рабочие места в Гомеле, дети учатся в городских школах. До областного центра недалеко, дорога терпимая, у многих есть машины. При наличии пассажиров линия Гомель - Михайловск станет выгодна и "маршрутчикам". Затем планируется открыть собственную школу (среди предполагаемых колонистов 14 педагогов), восстановить заколоченный медпункт (есть врач и две медсестры)...

И так далее. Перспективы получались весьма радужные для поселка, где сегодня осталось 50 стариков, и который, при обычном развитии событий, пришлось бы "стереть с карты" лет через пять. Сами "экологисты" объясняют свои действия желанием жить и растить детей в гармонии с природой, избежать всевозможных вредных влияний.

Гладко было на бумаге...

Вопреки ожиданиям, всеобщего восторга не случилось. И выдавать каждому по гектару никто не бросился. Прожектерам объяснили, что горожанину полагается не более 25 соток. Чтобы получить больше, нужна сельская прописка. Попытки прописаться в Михайловске провалились - удалось купить только шесть домов. Хозяева остальных давно умерли, а их дети и внуки предпочитают не связываться с процедурой наследования. Да и стоят эти избы меньше, чем потратишь на оформление. В результате два года компаньоны обивают пороги сельсовета, райисполкома, облисполкома, пытаясь найти законные способы переселения.

Возможно, проект имеет множество слабых мест. Действительно, выглядит он слишком красиво. Но его авторы удивляются, что затея не вызвала у разных начальников ничего, кроме странной настороженности, временами похожей на испуг.

- Никто из чиновников не загорелся, не пригласил нас, не поинтересовался, что да как мы собираемся делать, - говорит одна из активисток движения Надежда Михайлова. - Никто не предложил выбор из десяти других неперспективных деревень, раз уж Михайловск почему-то не подходит. Двигают от одного к другому...

Кстати, что поначалу просто восхищало непривычных к бумажным эпопеям просителей - это пунктуальность, с которой им давали письменные ответы: строго через 30 дней после каждого обращения. И ни днем раньше. Ответы сводились к одному: "Выделение земельного участка единым массивом в 1 га в н.п. Михайловск невозможно".

"Умный эту землю не возьмет..."

- Были они у меня, - подтвердил Виктор Горленко, председатель Шарпиловского сельсовета, к которому относится Михайловск. - Землю просили. Но дело в том, что у сельсовета земли нет, "наш" только сам поселок. А те участки, которые они хотят, относятся к КСУП "Междуречье". Пусть обращаются в КСУП, если он выделит - пожалуйста...

- Землей распоряжается сельсовет, - объяснил директор КСУП "Междуречье" Михаил Баранов, - он же и выделяет ее нам. А что до полей, которые у Михайловска, так они все равно пустуют, пусть бы брали, раз им надо. Хотя умный человек эту землю и не возьмет, там балл пашни - 18. В Европе если меньше 36 - уже не сеют...

В сельсовете большой радости по поводу затеи горожан не испытывают - ведь получится, что ради них придется заново строить инфраструктуру поселка, проводить свет, газ, обеспечивать прочие надобности, тратить государственные деньги. А вдруг у них все развалится? Вот в Шарпиловке инфраструктура имеется - школа, детский сад. И дом можно купить. Туда бы и селились. Или фермерство пусть оформляют...

Шарпиловка и фермерство в концепцию гомельчан не вписываются. Они опасаются, что дети попадут в окружение пьяниц и уголовников, а потому хотят жить компактно. Да и пермакультура подразумевает гектар одним куском, а не разбросанные наделы. Фермерство же означает единовременный переезд в деревню и совершенно особую форму хозяйствования, к чему колонисты не готовы технически и материально, - потому и предложили свой вариант.

- Мы понимаем, всем тяжело, так что рассчитываем на свои силы, - говорит Михайлова. - Хотя любой помощи были бы рады.

Начальник управления по земельным ресурсам и геодезии Гомельского облисполкома Алексей Капралов к мытарствам "экоаграриев" относится с сочувствием. Хотя и склоняется к тому, что они утописты. Говорит, был бы моложе, может, и сам бы увлекся. И тут же уточняет: жизнь показывает, что одного энтузиазма мало.

- Чтобы горожанину получить гектар, надо менять Земельный кодекс, - рассказал Алексей Григорьевич. - Я объяснил им, как решить вопрос в рамках законодательства - купить дом, прописаться и так далее. Если же владелец отсутствует, сельсовет должен продать или снести бесхозное строение.

Перспективы неперспективного поселка

Первым встреченным мною жителем Михайловска стал Михаил Коновалов - на фоне совхозных руин он пас коров. На дежурный вопрос о жизни горестно машет рукой - нет тут жизни и не ищи. В полеводческую бригаду за 12 километров ходит да коров пасет - это при том, что, с его слов, имеет специальности электрика и плотника.

- Раньше по 50 га сеяли, а теперь все гуляет, - сокрушается Михаил. - Да кто сюда поедет, кому это надо? Хлеб два раза в неделю привозят - вот и все "социальные стандарты"...

Планы гомельчан Михаил хоть и считает чудными, но одобряет - может, хоть работа появится.

Из административных "учреждений" в Михайловске - магазин, который работает 4 часа в день, да автобусная остановка, куда раз в неделю приходит автобус. Обычно пустой. В общем, командировочное удостоверение я так и не отметил - до ближайшей печати больше 10 километров. Школу закрыли лет 15 назад. Здание фельдшерского пункта, украшенное вывеской времен СССР, заколочено. В случае чего зовут "скорую" из Гомеля. "Случай чего", учитывая возраст михайловцев, возникает регулярно. А проблема всеобщей грамотности отпала сама - детей в Михайловске нет...

А вот и клуб с надписью на двери: "Заминировано". Надпись старая - уж лет 10 некому тут заниматься таким хулиганством. Внутреннее убранство растащено - аккуратно сняты доски пола, вынуты стекла, в будке киномеханика живут голуби.

Дома заселены примерно один из пяти - кто умер, кто в тюрьме, кто в городе. Так что местных жителей я отыскал не сразу. Людмила Афанасьева помнит расцвет поселка. Говорит, раньше дети на велосипедах в шарпиловскую школу как отправлялись, так конца той веренице не видно было, вечером парни с девками гуляли, улица ходуном ходила.

- Была бы маршрутка - была бы жизнь, - считает Людмила Григорьевна. - А зачем нам тот здоровый автобус? Раз в неделю ходит и то пустой, потому и невыгодно...

Попытки Лилии Ермоловой убедить бабушку в выгодах, связанных с появлением новых обитателей, оказались явно лишними.

- От, хоть жить бы веселей стало! - радовалась женщина. - Мы и за детками вашими присмотрим, пока вы в грибы-ягоды ходить будете, и озеро у нас есть...

"Знаем, на что идем"

- А если кто-то разочаруется в идеях, плюнет, изменятся обстоятельства? - спрашиваю у Лилии.

- Теоретически это возможно. Ну и что государство теряет? Пустырь с 18 баллами? Ведь мы настаиваем на том, что сами о себе позаботимся. Поможет власть - спасибо, не поможет - обойдемся. И наши неудачи - исключительно наши неудачи. Мы серьезные люди, знаем, на что идем.

К скепсису бывалых аграриев горожане относятся с равнозначным скепсисом: "Нам говорят - ничего не получится. Так никто ж не пробовал!" Утверждают, что пермакультура дает ответы на все вопросы - и как улучшить землю, и как заместить физическую силу разумным подходом, и как использовать достижения науки, которые неведомы "традиционным" земледельцам.

Местная власть проявляет понятную осторожность. Уже два года...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter