По данным Минтранса РФ, через российские порты проходит только треть объема внешнеторговых грузов России. А до 70 процентов российской внешней торговли с 1990-х годов – это транзит через соседние страны, включая Прибалтийские, Польшу, Грузию и даже Монголию с Северной Кореей.
В 1997–2006 годах правительство утвердило три программы по развитию российских портов и сокращению внешнеторгового транзита РФ через соседние страны. Но несмотря на это, ежегодный объем этого транзита по-прежнему достигает 1,7–2 миллиардов долларов в год. Поскольку стоимость стоянки и обслуживания морских и речных судов, а также перевалки грузов в портах соседних стран на 15, а то и на 40 процентов меньше, чем в российских портах.
СМИ стран Балтии и Польши утверждают, что от соседних государств российские перевозчики и их клиенты получают крупные «откаты», чтобы их грузы перевозились транзитом через соседние государства. Потому что в заполнении казны Польши и Прибалтийских стран доля нашего транзита превышает 15 процентов. И как знать, может, иностранные портовики платят «откаты» еще и российским коллегам, чтобы нашим судам заходить было выгоднее в порты соседних стран?
* * *
По данным российских правительственных источников, уже в 2008 году отдых на российских черноморских и примыкающих к ним горных курортах станет дороже, чем на Средиземноморском побережье.
Уже сегодня средняя цена квадратного метра земли и недвижимости в районе Новороссийск – Сочи – Адлер – абхазская граница – на уровне московских расценок или выше их. Олимпийская «лихорадка» стремительно превращает Черноморский регион России в недоступный для подавляющего большинства россиян. А следом дорожают и соседние азовские курорты – отдых там уже дороже, чем в украинском Приазовье. Причем независимо от качества сервиса.
Похоже, благодаря предстоящей
сочинской Олимпиаде Черноморский регион Краснодарского края превращается, можно сказать, в «Золотую Ривьеру». Зато будут переполнены россиянами черноморские курорты, например, Турции. Отдых там продолжает дешеветь, в том числе из-за угрозы терактов. Более того, в турецком Причерноморье создаются новые дешевые курорты, ориентированные на туристов из бывшего СССР.
* * *
Как сообщают некоторые европейские газеты, для стабилизации цен на продовольствие российские торговые компании начинают завозить глубокозамороженные молочные, мясо- и рыбопродукты из регионов ЕС, изготовленные 10, а то и 15 лет назад. Поскольку эти товары намного дешевле тех, что сегодня «изобилуют» на российских прилавках. И возможный вред для здоровья потребителей от такого импорта трейдеров, похоже, не волнует…
Да, власти в центре и на местах чуть ли не ежедневно обещают обуздать и цены, и перекупщиков-наценщиков. И чем ближе к выборам, тем быстрее надо хоть что-то, скажем так, удешевить. Но вместо того, чтобы стимулировать отечественное сельхозпроизводство, например, доплачивать производителям за сбыт их продукции в городах по низким ценам, как это делается в развитых и многих развивающихся странах, у нас принялись, как в 1990-х, закупать дешевое импортное продовольствие, скорее всего, сомнительного качества.
В Европе сбыт продуктов с более чем 7-летним сроком заморозки либо запрещен, либо возможен в исключительных случаях (при стихийных бедствиях и т.д.), либо… разрешен только на экспорт. Так что внакладе европейские производители не окажутся. У российского же потребителя появится воистину рыночный выбор: если можешь – покупай подороже, если нет – потребляй дешевый, хотя и опасный для здоровья продукт.