Новость о задержании Протасевича экстремисты опубликовали до того, как он начал проходить контроль

В фильме ОНТ рассказали подробности ситуации с Протасевичем после экстренной посадки в Минске рейса Ryanair по маршруту Афины ильнюс. Напомню, экипаж принял решение посадить самолет в белорусской столице после сообщения о бомбе.

Протасевич вышел из салона самолета одним из последних, в 14:02. На досмотр вещей у специалистов уйдет полминуты. Собака не среагирует. Протасевич спокойно зайдет в автобус. Проверка всех пассажиров возле лайнера займет 40 минут.

В двадцать две минуты третьего оба автобуса синхронно отъедут от самолета и спустя две минуты подъедут к зданию аэровокзала. В 14:29 пассажиры войдут внутрь. Протасевич – в их числе. В 14:35 он вместе с другими пассажирами стоит в очереди на контроль. Она двигается медленно (рейс незапланированный). Протасевич стоит в очереди, снимет кепку. То ли от жары, то ли от волнения.

В это же самое время, в 14:35, интернет буквально взорвется! Франак Вечорко – одна из ключевых фигур штаба Тихановской и, по сути, идеолог протестного движения в Беларуси. В Твиттере он делает публикацию с пометкой «срочная новость». Дальше шел текст: «Режим посадил самолет «РайнЭйр», летевший из Афин в Вильнюс, чтобы задержать известного белорусского журналиста Романа Протасевича. В Беларуси ему грозит смертная казнь. Беларусь захватила самолет, подвергнув опасности пассажиров, чтобы репрессировать противника». 

Сообщение подхватывают телеграм-каналы. Но в аэропорту все в обычном режиме, пусть и несколько напряженном. В 14:53 Протасевич спокойно проходит таможенный досмотр, хотя интернет уже полчаса разрывается. Эти сообщение о якобы задержании прочитают все, в том числе и сотрудники главного управления по борьбе с оргпреступностью и коррупцией. Протасевич в Беларуси? В аэропорту? Ну что же, добро пожаловать! Да, кстати, и отдельное спасибо за информирование господину Вечорко.

…В материале ОНТ также детально показано, что в 12:25 минский аэропорт получает письмо о минировании. Сразу же перенаправляет его диспетчерам «Белаэронавигации». Те, по установленным международным правилам, моментально связываются с экипажем самолета, тем более что тот в 12:30 вошел в воздушное пространство Беларуси. Диспетчер рассказал о ситуации, сообщил о содержимом письма и рекомендовал для посадки Минск. Однако решение – за пилотом. Таковы правила.

Также экипаж проинформировали, что письмо было отправлено в несколько аэропортов. Пилот берет время на раздумье. Ситуация внештатная. Только когда самолет пролетит полстраны и будет над Слонимом, он снова выйдет на связь. Снова уточняет детали сообщения о минировании, параллельно связывается со своей компанией, информирует ее. Окончательное решение – сесть в Минске – пилот примет только спустя почти четверть часа. Какие переговоры и с кем он вел в это время?

Тогда самолет находился в районе Лиды, до госграницы – чуть более 25 километров, до аэропорта Вильнюс порядка 75. Через 2 минуты он должен был оказаться в воздушном пространстве Литвы, но экипаж решает развернуть борт и сесть в белорусской столице. Его никто не принуждал, ему никто не давал команды. Ему только рекомендовали.

Пилот объявил о чрезвычайной ситуации, подал сигнал бедствия и сообщил о намерении «перенаправиться в аэропорт Минска». Со слов пассажиров, им командир сказал только, что меняется маршрут, посадка будет в Минске. Началось снижение.

На авиарадарах лайнер светится красным цветом. Сигнал «терпим бедствие» установил экипаж. В 13 часов 4 минуты в воздух будет поднят дежурный истребитель «Миг-29». Исключительно для сопровождения гражданского лайнера.

Игорь Голуб, командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Беларуси:

– Он должен был из зоны дежурства в воздухе контролировать правильность курса следования гражданского судна «Боинг-737» в аэропорт Минск-2 согласно коридору, который ему освободили гражданские диспетчеры, второе – в случае отказа радиосвязи на борту – а такое бывает: а вдруг там бомба, повреждена связь, – дежурный экипаж обязан помочь ему сигналами, маневрами установить связь с землей. Дежурный экипаж был бы самолетом-ретранслятором этого терпящего бедствие гражданского судна. Ну и третье – прикрыть город Минск от акта воздушного терроризма. У нас нет информации, что нет бомбы, есть – что есть. Это задача экипажа. Расстояние между экипажем перехватчика и гражданским воздушным судном было более 50 километров.  

На земле в это время идет подготовка к посадке. Все экстренные службы получают оповещение и реагируют. В 13:15 «Боинг» заходит на посадку. В каждом аэропорту в соответствии с требованиями ИКАО имеется специальный план, который предписывает порядок действия служб аэропорта в случае возникновения такой ситуации.

gladkaya@sb.by

Полное расследование телеканала ОНТ о рейсе «Афины-Вильнюс» читайте здесь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter